Алексей Владимирович Баранов предлагает Вам запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»
Вы хотите запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Интегральный Психологический Транскультурный Проект

Блог

Позитивный настрой опасен для вашего здоровья

Позитивный настрой опасен для вашего здоровья

Наконец-то наука всерьёз взялась за оптимистов и сторонников позитивного мышления, которые уже два десятилетия отравляют нормальным людям жизнь. В России вышла книга датского психолога Свена Бринкмана «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать». Эта работа стала ещё одним поводом заявить, что смотреть на жизнь позитивно — мода вчерашнего дня.

Позитив доводит до депрессии

Необходимость постоянно улыбаться и с оптимизмом встречать трудности укоренилась в психологии в конце 1990-х. По факту, «позитивно» к тому времени жила уже значительная часть Северной Америки. Её жители просыпались по утрам, вставали к зеркалу, растягивали лицо в широкой улыбке и твердили себе: «Я всё могу», «Я счастлив», «Я успешен».

Новое тысячелетие американцы встретили при позитивном фашизме. Так психологи называют сторонников теории жизнерадостного взгляда на жизнь и будущее. За считанные годы в стране на 65% выросло потребление антидепрессантов. Вслед за США в число лидеров по продаже психиатрических препаратов вошли и другие страны с американоцентричной культурой: Канада, Австралия.

Всё потому, что установка на позитив фрустрирует человека. Мы не можем всё время улыбаться. При сохранении критических способностей люди всё равно видят диссонанс между реальностью и рисуемой их позитивным мышлением картиной. И это угнетает. Кроме того, позитивная психология требует от человека сильной работы над собственными чувствами: нужно сдерживаться, притворяться, хитрить, что крайне опасно для психического здоровья. Когда же люди всё равно сталкиваются с трудностями или поражениями, их обвиняют в недостаточном позитивном настрое — и к спрятанным эмоциям добавляется комплекс собственной вины.

В своей книге Свен Бринкман ссылается на американского психолога Барбару Хелд, которая утверждает, что для благополучия и даже счастья нужно не улыбаться перед зеркалом, а… ворчать. В своей книге «Хватить улыбаться, начинайте брюзжать» Хелд объясняет, что любители пожаловаться и посетовать на судьбу не просто счастливее, но и успешнее своих неизменно оптимистичных коллег.

На Западе уже известен и изучен феномен депрессии и повышенного суицидального настроения среди посетителей разнообразных тренингов личностного роста. Навязанный, он же выученный оптимизм вреден. А идея о том, что все должны быть лидерами, опасна: у большинства людей нет сильных лидерских качеств. Попадая на подобные тренинги, среднестатистический человек с его проблемами и комплексами вдруг осознаёт себя не соответствующим запросам современного мира. Он пытается быть позитивным, лидерствовать — и при этом видит, что его проблемы не сдвигаются с места.

В США, Западной Европе появилось в психологии целое направление, занимающееся реабилитацией жертв коуч-программ. У нас с этой бедой только столкнулись. Впервые о трагедиях людей, проходящих через позитивные тренинги, заговорили после самоубийства в 2014 году петербургской домохозяйки Оксаны Дмитровской, которая записалась на курсы лидерства по программе «Международного сотрудничества креативного коучинга». Дмитровская рассчитывала, что тренинг сделает её талантливым бизнесменом и она сможет осуществить давнюю мечту — открыть кейтеринговое агентство. Смерть петербурженки вскрыла и другие трагедии. Люди по природе своей редко бывают оптимистами и лидерами. Поэтому для большинства настрой на позитив несёт угрозу здоровью. Это первое.

Вера в лучшее тормозит карьеру

Позитивные тренинги и позитивное лидерство опасно для бизнеса. Бринкман в своей книге пишет о том, что стремление к позитиву в корпоративной культуре приводит к снижению критики и порождает у сотрудников боязнь выступать с предложениями.

Надо сказать, что западный деловой мир вслед за частными лицами уходит от позитивных коучей, которые берутся помочь сделать из работника лидера. Идёт в мире и отказ от тим-билдинга. Потому что в развитых странах успели понять: вынужденный оптимизм наносит бизнесу серьёзный ущерб, ведь сотрудники просто боятся делать замечания, предлагать варианты на случай неудачного развития событий, так как в этом случае их сразу обвинят в неумении быть позитивными.

В России коучи ещё живы, и они обходятся бизнесу дорого. В нашей стране в описаниях вакансий от кандидатов до сих пор часто требуют позитивного настроя, и его же почти все указывают в числе своих положительных черт в резюме. На Западе же всё больше кадровых агентств отказываются с такими соискателями даже разговаривать. Потому что позитив больше не моден.

Сегодня нужно быть трезвым, смотреть на жизнь реалистично и, по возможности, с долей пессимизма.

Пессимисты успешнее в карьере и творчестве. Именно так! Во-первых, они просчитывают все риски. Во-вторых, пессимисты, раздражённые или обозлённые люди, как ни странно, не склонны опираться только на имеющиеся у них знания — они всегда предполагают наличие неизвестной им информации и ищут её. В Университете Южного Уэльса в Австралии учёные доказали, что люди, находящиеся в состоянии счастья или хорошем расположении духа, плохо отличают правду от вымысла, не могут скептически смотреть на проблемы и доверяют любым утверждениям. Не лучшее качество для бизнесмена или учёного. Кроме того, доказано, что состояние гнева или раздражённости с точки зрения креатива более продуктивно, чем оптимизм и бодрость. Счастливый, улыбающийся человек выдаёт меньше оригинальных идей.

Ипохондрики доживают до старости

Пессимисты здоровее и дольше живут, потому что прогнозируют риски. Оптимист не пристёгивает в машине ремень безопасности, не ходит вовремя к врачам и не следит за тем, что он ест. Пессимист же строит свою жизнь с учётом всех возможных сложностей. Примечательно, что с возрастом опасность оптимизма для здоровья возрастает. В 2013 году Американская ассоциация психологов опубликовала статью немецкого учёного Фридера Ланга, который показал, что оптимизм среди пожилых оборачивается высоким риском смерти или получения инвалидности в ближайшие десять лет. Ланг исследовал жизни сорока тысяч пенсионеров и пришёл к выводу, что те из них, кто с оптимизмом смотрел в будущее, на 9,5% чаще сверстников-пессимистов или реалистов становились инвалидами и на 10% чаще сталкивались с угрозами для жизни, такими, как несчастный случай или сердечный приступ.

Оптимизм и навязанная позитивность таят в себе ещё одну опасность: у тех, кто учится подавлять гнев и неудовлетворённость, риски скончаться от сердечной недостаточности в три раза выше, чем у любителей выплеснуть недовольство наружу .

Так что пессимизм продлевает жизнь. А дольше и здоровее всех живут ипохондрики. Вопреки распространённым мифам, век человека сокращают не плохие мысли о болезнях, а отсутствие таких мыслей. Оптимисты реже ходят к врачам, годами не обращают внимания на первые симптомы тяжёлых недугов. В то время как ипохондрики регулярно проходят обследования, следят за приёмом лекарств и обращаются к врачу при любом отклонении в их организме. На несколько ложных тревог ипохондрика приходится одна правильная. Точно такие же приятные бонусы в виде дополнительных шансов на долгую жизнь ждут невротиков. Принято считать, что они рано умирают от стрессов и антидепрессантов. Но оказалось, что невротики живут долго, потому что любят ходить по врачам и многие болезни ловят на ранних этапах.

Нестись вслепую навстречу приключениям

В общем, показному оптимизму и вечному позитиву скоро придёт конец. Человечество нашло в себе силы признаться: жизнерадостные люди удобны лишь для окружающих, ведь они легки в общении и не требуют деликатного подхода. Для самого себя же оптимист опасен. Потому что он меньше живёт, хуже зарабатывает и раньше останавливается на карьерной лестнице.

Заученный оптимизм часто приводит к депрессии, а прирождённый — говорит о возможном низком интеллекте его носителя. Жизнь и наука доказывают нам, что успешнее, дольше и счастливее живут реалисты. Которых в современной культуре принято считать жертвами пессимизма. Виной всему позитивная догма. Тот самый позитивный фашизм, призывающий людей зажмуривать глаза, растягивать рот в улыбке и нестись вслепую навстречу неприятностям. Они считают, что видеть опасность за углом — значит плохо работать над собой. В глазах сторонника позитивной теории реалист — этот тот, кто не может воспитать в себе оптимиста.

Но предугадывать проблемы и готовиться к ним — это нормально. В мире очень мало пессимистов. В основном его населяют оптимисты и реалисты. Просто в последние двадцать лет сторонники безудержного позитива пользовались правом клеймить любого, кто ставил под сомнение неизбежность долгой и счастливой жизни.

Теперь пришла пора выйти на сцену пессимистам и объяснить наконец, что они на самом деле реалисты и просто умеют трезво смотреть в будущее.


Алексей Владимирович Баранов 2 дек 17, 15:32
+3 1

10 ошибок в поведении, из-за которых с вами никто не считается

Сегодня поговорим о том, какие типичные ошибки совершают многие люди, в результате которых с ними обращаются неподобающе. Разберём всё наглядно - в виде иллюстраций:

Надеемся, что данный сравнительный анализ реально поможет Вам в решении хотя бы мелких проблем.


Алексей Владимирович Баранов 2 ноя 17, 00:52
0 1

Порядок в мыслях: как сохранить способность фокусироваться в информационную эпоху

Современные технологии постоянно атакуют наш мозг, обрушивая на него небывалые объемы информации. Кто-то верит, что многозадачность возможна, но многие ученые считают, что такой режим общения с окружающим миром совсем не идет нам на пользу. Вопрос в том, как защититься от его побочных эффектов, не превратившись в информационного аскета. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниэл Левитин из Университета Макгилла недавно презентовал свою новую книгу «The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload» на лекции в Кембриджском университете. И объяснил, почему многозадачность негативно сказывается на нашей продуктивности и как с этим бороться. T&P публикуют основные тезисы его лекции.

Мы действительно живем в эпоху, когда мир оказался перегружен информацией. По оценкам Google, человечество произвело на свет уже около 300 эксабайт информации (это 300 с 18 нулями). Всего лишь 4 года назад количество существующей информации оценивалось в 30 эксабайт. Получается, что за последние несколько лет мы произвели больше информации, чем за всю историю человечества. Каждый день нам приходится обрабатывать в 5 раз больше данных, чем 25–30 лет назад. Это все равно что прочитывать от корки до корки 175 газет в день! Я хочу сказать, что информационная перегрузка — это реальность. Это несоответствие между производимой информацией и нашей способностью ее обработать.

Помимо того, что мы пытаемся справиться с эксабайтами информации в сети, мы перегружены новыми ежедневными задачами. Если 30 лет назад путешествия организовывали турагентства, нужный товар в магазине выдавали продавцы, пробивали его кассиры, а вести переписку деловым людям помогали машинистки, то теперь мы вынуждены делать все сами. Множество профессий попросту исчезло. Мы сами бронируем билеты и отели, сами регистрируемся на рейс, сами выбираем продукты и даже сами их пробиваем на стойках самообслуживания. Более того, счета за коммунальные услуги теперь тоже надо добывать самостоятельно на специальном сайте! Например, в Канаде их просто перестали присылать. То есть мы стали выполнять работу за десятерых и при этом еще пытаемся не отстать от собственной жизни: заботиться о детях, родителях, общаться с друзьями, находить время на работу, хобби и любимые телепередачи. В сумме мы тратим около 5 часов в неделю на задачи, которые раньше выполняли за нас другие люди.

Нам кажется, что мы выполняем несколько дел одновременно, что мы многозадачны, но на самом деле это очень большое заблуждение. Эрл Миллер, нейробиолог из Массачусетского технологического института и один из ведущих экспертов в области внимания, утверждает, что наш мозг вовсе не создан для многозадачности. Когда люди думают, что заняты несколькими делами одновременно, они на самом деле просто очень быстро переключаются с одной задачи на другую. И каждый раз на это уходят определенные ресурсы.

Переключая внимание с одной задачи на другую, мозг сжигает глюкозу, которая также нужна для сохранения концентрации. Из-за постоянного переключения топливо быстро расходуется, и мы чувствуем себя уставшими уже через несколько минут, потому что в прямом смысле исчерпали питательные ресурсы мозга. Это ставит под угрозу качество как умственной, так и физической работы.

Кроме того, частое переключение между задачами вызывает чувство тревоги, повышается уровень гормона кортизола, отвечающего за стресс. Это может привести к агрессивному и импульсивному поведению.

Однако от привычки переключаться между задачами сложно избавиться, поскольку каждая новая задача провоцирует выброс допамина, гормона, отвечающего за «вознаграждение» мозга. Таким образом, человек получает удовольствие от переключения, впадает в зависимость от него.

Еще один аргумент в пользу того, что многозадачность не работает, — недавнее исследование нейробиолога из Стэнфорда Расса Полдрака. Он обнаружил, что запоминание информации в режиме многозадачности приводит к тому, что информация сохраняется в неправильном месте. Если дети учат уроки и одновременно смотрят телевизор, то информация из учебников попадает в полосатое тело, отдел мозга, отвечающий за условные рефлексы, поведение и навыки, но не за хранение фактов и идей. Если отвлекающих факторов нет, информация попадает в гипоталамус, где она структурируется и категоризируется по разным критериям, что облегчает доступ к ней в дальнейшем. Таким образом, люди не способны к многозадачности. Это все самообман. Наш мозг обманываться рад, но на самом деле наша работа становится менее творческой и эффективной.

 

 

«Не хочу ничего решать» — серьезный сигнал от мозга

Ко всему прочему, многозадачность требует от нас постоянного принятия решений. Ответить на сообщение сейчас или потом? Как на него ответить? Как и где сохранить это сообщение? Продолжать ли работать или сделать перерыв? Все это незначительные решения требуют столько же энергии, сколько важные и значимые, поэтому они так же утомляют мозг. Мы тратим кучу сил на мелкие решения, но есть риск, что мы не сможем сделать правильный выбор, когда это будет необходимо. Мы вроде бы понимаем, что для нас важно, а что нет, но в мозге при этом происходят одинаковые процессы. На решение, какого цвета взять ручку, и на решение, заключать ли договор с той или иной компанией, затрачиваются одинаковые ресурсы.

Безусловно, как бы мы ни стремились избежать выполнения нескольких задач одновременно, совсем уйти от этого не получится. Тем не менее существуют действенные способы навести порядок в собственной голове, стать более продуктивным и получать больше удовольствия от жизни.

 

 

Разделите работу на циклы

Что общего у авиадиспетчеров и синхронных переводчиков? Эти профессии очень стрессовые, поскольку требуют постоянного переключения внимания между задачами. Поэтому люди таких профессий работают «циклами» и часто делают небольшие перерывы. На работе нас все больше заваливают письмами, поручениями, звонками. Попробуйте делать 15-минутные перерывы каждый час или два. Можно прогуляться, подышать свежим воздухом. Тогда, вернувшись, вы сможете работать быстрее и эффективнее. Исследования показывают, что переработки снижают эффективность: на работу, требующую 20 минут, уставшие сотрудники тратят час.

 

 

Меняйте режим концентрации

Перерывы тесно связаны с двумя режимами внимания, в которых может работать мозг. Первый — это режим концентрации, так называемый central-executive mode, второй — режим «блуждания» (mind-wandering mode). Последний активизируется при чтении литературы, любовании искусством, прогулках или дневном сне. 15 минут в таком режиме позволяют «перезагрузить» мозг и почувствовать себя свежим и отдохнувшим. Мысли в это время просто бессвязно возникают в голове, вы их не контролируете. Надо заставлять себя периодически переходить в режим «блуждания», отключаться от интернета и электронной почты.

Кроме того, у вас наверняка есть задачи, которые требуют большого количества времени на выполнение, и задачи, которым достаточно выделить несколько минут. Не стоит весь день перескакивать с одного типа задач на другой. Лучше выделить на проверку почты определенное время (например, дважды в день) и прочитывать сразу все поступившие сообщения, а не заходить в почту после каждого уведомления.

 

 

Принимайте важные решения с утра

Был такой эксперимент: людей пригласили в лабораторию поучаствовать в опросе. Но сначала их засыпали вопросами: какого цвета ручку вы хотите? Черную или синюю? Как расположить лист бумаги? Вертикально или горизонтально? Вы хотите кофе? Две ложки сахара или три? С молоком или без? А после этого раздали опросник, где ставились действительно важные философские проблемы. Большинство людей уже не могло с этим справиться, им нужен был перерыв. Они чувствовали себя уставшими после предшествовавшей серии принятия мелких решений. Вывод из этого эксперимента — важные решения нужно принимать в начале дня.

 

 

Создавайте «расширители» мозга

«Расширители» мозга — это все, что переносит информацию из нашей головы в реальный мир: календари, блокноты, списки дел, коробка для ключей в прихожей. Например, если вы слушаете прогноз погоды и диктор объявляет, что завтра будет дождь, то вместо того, чтобы пытаться не забыть взять зонтик, положите его сразу у входной двери. Теперь сама окружающая среда напоминает вам о зонтике. Суть в том, что все эти блоки информации борются за место и ресурсы в нашей голове, сбивая ваши мысли. В итоге вам все сложнее уделять внимание тому, чем вы заняты в настоящий момент.

 

 

Живите «в моменте»

Мне кажется, что неправильно физически находиться в одном месте, а мыслями в другом. Но такое часто случается. На работе мы думаем о том, что нужно еще погулять с собакой, забрать ребенка из сада и позвонить тете. А когда оказываемся дома, вспоминаем обо всех не сделанных за день рабочих делах. Я не призываю всех превратиться в роботов, но, я считаю, это важно — уметь выполнять на работе свои задачи и иметь больше времени на отдых, приключения, общение, искусство. Если находиться мыслями в другом месте, то получаешь гораздо меньше удовольствия от жизни. Когда вы общаетесь с человеком, представляйте, что сейчас это единственный человек на земле, отдавайте ему все свое внимание. Тогда и работа, и отдых начнут приносить больше удовольствия.

 

 

Не переусердствуйте

Важная вещь в погоне за эффективностью — не потратить слишком много времени на упорядочивание своей жизни. Если вам кажется, что вы и так быстро со всем справляетесь, то не стоит тратить время.

 
Елена Щур
9 февраля 2015

Алексей Владимирович Баранов 27 янв 17, 01:18
+1 1

Новости Науки: Синтетические клетки могут помочь в охоте за инопланетной жизнью


Идентификация ключевых генов, необходимых для жизни, может не только раскрыть секреты того, как биология получила свое начало на Земле, но и помочь ученым в охоте за жизнью за пределами нашей планеты.

 В новом исследовании команда ученых из Института Джона Крейга Вентера описала создание бактериальной клетки, содержащей всего 473 гена (наименьший из известных миниатюрный биологический код репликационной клетки встречающийся в природе), способной к саморепликации.

Анализ клеток, известных как JCVI-syn3.0, может помочь ученым отмотать эволюционные часы и выявить процессы, создавшие жизнь на Земле и, потенциально, в других мирах.

«Мы можем изучить некоторые процессы, которые происходили в ранней эволюции», – сказал микробиолог Клайд Хатчинсон, ведущий автор публикации.

«Очень интересно смотреть на различные гены, которые сейчас существуют, но еще интереснее выбрать из них те, которые способны собрать живые, функционирующие, самовоспроизводящиеся клетки, и понять, откуда они когда-то давно взялись и как развивались. На мой взгляд, если есть все необходимые химические составляющие, то они всегда собираются вместе, чтобы сформировать фундаментальные строительные блоки аминокислот и основ ДНК и РНК. Так что я уверен, что жизнь неизбежна везде, где эти вещества присутствуют, и мы найдем ее повсеместно во Вселенной, когда сможем получить подтверждение их наличия далеко от Земли», – добавил основатель института Крейг Вентер.

Поскольку ДНК можно представить в виде последовательности единиц и нолей, а затем отправить и воспроизвести ее в любом месте, ученые считают, что если бы они смогли отправить аппарат по идентификации ДНК на другие планеты, то при обнаружении аналогичных цепочек, их код достиг бы Земли со скоростью света.


Алексей Владимирович Баранов 28 мар 16, 01:46
0 0

«Быть счастливыми могут не все»: честные выводы к 30 годам

Мы публикуем для вас эти удивительно простые и мудрые мысли, которые, как нам кажется, подходят для любого возраста.

 

1. Страшно всем.
И тем, кто финансово независим. И тем, кто талантлив. И тем, кто безоговорочно хорош собой. И тем, кто умен и по-житейски подкован. И тем, кто родился в счастливой полной семье. И тем, кто живет у океана. И молодым. И старым. И тем, кто признан в своем деле. И тем, у кого понимающий партнер. И тем, кто занимается йогой. И единоборствами. И медитацией. И тем, кто только начинает. И тем, у кого большой опыт. И тем, у кого с виду абсолютно все хорошо.

Страшно всем.

Начинать новое. Выходить из привычного круга. Рисковать. Делать что-то, к чему еще не привык. Страшно за близких. За дело. За свою жизнь, если прижмет. И много чего еще.

Страх будет и дальше. Сколько бы ни было опыта, практики, уверенности, признания, денег, таланта, но каждый раз замахиваясь на новую высоту, каждый раз выходя на сцену, каждый раз, оборачиваясь на близких — в той или иной степени будет страх. Это нормально. Это значит, что ты еще жив. И значит, нужно идти вперед. Через страх. А не пытаться полностью от него избавиться.

2. Жизни без перемен не существует.
Стабильность иллюзорна. Состояние «плато» абсурдно. Мы постоянно находимся в движении. Но это, конечно, толерантная банальность, потому что на деле мы постоянно стареем. И можно сказать еще жестче, но это уже вотчина Пелевина. Не полезу.

Мы постоянно меняемся внешне и внутренне, эти процессы не прекращаются ни на секунду. И секунды как меры измерения здесь даже много. Процессы идут каждое мгновение. Это множество секунд. Вопрос «меняться или не меняться?» у здравомыслящего человека стоять не может. Только: «Имею ли я отношение к этим изменениям и в какой мере?».

3. Быстро — это медленно, но без перерыва.
Словами японского фольклора.

Не нужно быстро, интенсивно, круто, очень мощно. Достаточно всего лишь регулярно. Самое главное — держать ритм. По чуть-чуть, но со стабильной последовательностью. А через какое-то время, со стороны, это будет выглядеть как быстро, интенсивно, круто и очень мощно.

4. Создавать больше, чем потреблять.
Иначе все. Беспросветная жизнь потребителя, витиевато сплетающаяся в многозначительный вывод: «Все хорошо, но ничего хорошего».

Человек должен что-то делать. Добровольно и любя. Это формула его душевного здоровья. А бонусом, что любопытно, это единственный способ получать удовольствие от потребления, которое не будет его разрушать. Можно считать этот процесс — здоровым психическим метаболизмом.

5. Сегодня — это то, что ты делал и думал вчера, а завтра — это то, что ты делаешь и думаешь сегодня.
Эту фразу нужно повторять, как мантру, до тех пор, пока не дойдет, что твои родители не имеют отношения к твоим взрослым проблемам. Во всяком случае, они не виноваты, что некому сменить пластинку в твоей голове, которая заела с детства — они туда в любом случае не вхожи.

Для тех, кто все поймет про родителей и прошлое как таковое, имеет смысл продолжать повторять, пока не накроет, что причины неудач не имеют такого большого значения, как принято считать и вопрос «почему?» сам по себе не особо-то и ценен, зато тянет энергию по полной программе. Изменить свои действия сегодня можно и вовсе без ответов.

6. Никаких гарантий нет.
Базовое правило мироздания, через которое нужно пропускать все свои решения и планы.

7. Эпоха сокровенных знаний, которые могут что-то изменить, закончена. Настала эра информационной гигиены.
Уже лет пять, как знания не являются главной валютой в вопросе достижений и какого-либо осмысленного существования. Интернет их обесценил своей доступностью. На смену пришла концентрация. Способность удерживать внимание на задаче и не расплескивать интерес — вот кто правит. А этот навык находится в прямой зависимости от информационного шума, который сегодня повсюду. Чем больше словесного мусора вокруг — тем слабее фокус. Чем больше чужих мыслей, тем тише собственный голос. Постоянное нахождение в интернет-потоке атрофирует способность к самоосознанию, подменяя суть концепциями о том, что ею является.

8. Радость и удовольствие — не одно и то же.
Мы никогда не получаем радости от шоколадного торта, фужера вина или сигаретки. Мы не получаем радости от новых сапог или духов. Важно называть вещи своими именами — мы получаем удовольствие. А тут уже совсем другая химия. Природа этого чувства очень скоротечна и неразрывно связана с последующей неудовлетворенностью, скукой, пресыщенностью и желанием новой порции.

Не страшно отказать себе в удовольствиях, страшно не познать радость.

9. Страдания существуют.
Будда был все-таки прав. Страдания существуют. Страдают все. И те, у кого ничего нет, и те, у кого есть все. А кто конкретно в эту минуту не страдает, уйдет в боль в следующую, как только изменится курс доллара, произойдет теракт, получит в ответ, что его не любят, увидит грязный подъезд, не дождется ответа на сообщение, не получит денег или по любому другому дуновению ветерка. Страдания существуют. И всегда без повода, если вспомнить финал любого человеческого существа.

10. Быть счастливыми могут не все.
Это удивительно простая вещь, которую я так долго отказывалась видеть. Слишком сильна в нас вера в чудо на счастливый финал по случаю собственной непревзойденной уникальности. Но каждый ли человек может пробежать 42-километровый беговой марафон? В теории — да, человеческие ресурсы способны на это, но на практике — это доступно только натренированному человеку.

Конечно, нетренированный может натренироваться. Но цепочка удлиняется, и ее важно увидеть. Прямо сейчас неподготовленный человек на это неспособен.

Каждый ли человек может быть счастливым? Да, разумеется! Но это в теории. На практике стабильно счастливыми, то есть спокойными, уравновешенными, благостными, если хотите, могут быть только те, кому доступна дисциплина ума. Чей ум способен (натренирован) не дергаться по всем многочисленным поводам, которые его окружают. Кто может оставаться в равновесии радости не только в штиль, но и в порыве неприятных ситуаций. В противном случае все бесконечные поводы от царапины на твоем авто будут выкидывать тебя в боль, раздражение и тревогу. И это всего лишь какая-то машина, а есть же ситуации и посерьезнее. Это самсара, детка. Счастливым такой загнанный ум, реагирующий на любое происшествие, можно назвать лишь в статусе инстаграма.

11. Радость — это равновесие ума.
Скажите мне это лет так 5 назад, я бы покрутила у виска. Когда тебе днем и ночью мечтается большая светлая любовь, дружная семья, интересное доходное дело, возможность работать на себя, а не на другого, насыщенная путешествиями жизнь, кажется, что все-таки ты имеешь какие-то представления о радости, как минимум о собственной. Да, ты сейчас во многом не удовлетворен; да, что-то может вывести тебя из себя; да, ты страдаешь. Так это и понятно. Но ты знаешь, к чему стремиться. Ты знаешь, где твоя осязаемая непреходящая радость, заглядываясь на свои столь манящие мечты.

Радость — это состояние полного равновесного покоя ума, которое достигается при освобождении от слепых (автоматических) реакций этого самого ума. Здоровый, возможно единственный, способ познать (и развивать) такое состояние во взрослом возрасте — это глубокая медитация наблюдения.

12. Фрукты — не кислотная, а щелочная еда.
Если по-научному, свежие спелые фрукты и почти все овощи вызывают в организме щелочную реакцию и помогают нейтрализовать избыток кислоты в нем, а крахмал, сахар, мясопродукты, жиры, масла, молочная продукция, наоборот, организм закисляют. Полное описание есть в таблице Н. Уокера и Р. Поупа, которая доступна через гугл.

 

13. «Мое тело само знает, что ему лучше» — одна из самых коварных ловушек ума.
Тело алкоголика хочет выпить, тело курильщика мечтает о сигаретке, наше тело жаждет шоколада и картошки фри. О каком «лучше знает» все говорят? Так же, как ум живет автоматическими реакциями, не давая человеку делать элементарные подвижки в своей жизни, так и тело подчиняется привычкам и хаотичным импульсам вожделения.

14. Питание влияет не только на наше тело, но и на наше сознание.
Подобно алкоголю, который заметно изменяет наше сознание, притупляя его, некоторые продукты несут схожий эффект, но в менее выраженной и зачастую неосознаваемой форме. Еда может замедлять и расфокусировывать голову, ослабляя контроль, силу осознанности и ясность восприятия. Слегка «затуманенное» состояние становится уровнем нормы, позволяя человеку забыть, что значит легкость и ясность на самом деле. Наиболее «свободная» еда — это свежие овощи и фрукты, а также растительная пища и злаки, приготовленные простым способом с минимальным содержанием масла, приправ и соли.

15. Денег нужно столько, чтобы о них не думать.
Деньги не решают главный вопрос человечества — они не делают своего владельца счастливым. Но возможность о них не думать, как минимум в быту, существенно высвобождает энергию для других процессов.

16. Мы все одинаковые намного больше, чем разные.
Значение личной уникальности сильно преувеличено и не дает нам быстро решать свои проблемы. Все ответы и решения давно существуют, а зацикленность на собственной неповторимости не дает человеку задвинуть свое эго туда, где ему было бы полезно всегда находиться и без помех воспринимать окружающую его реальность со всеми ответами и подсказками.

17. Зависимость лечится только 100%-ным отказом.
Нельзя выпить один фужер вина, если ты алкоголик. Нельзя иногда курить, если пытаешься бросить. Тебя будет скручивать постоянно. Взлеты и падения. Срывы. В вопросах психоэнергетических «крючков» нет полутонов. И это правило незыблемо для зависимостей всех типов.

18. Состояния внутренней 100%-ной готовности к переменам не существует.
Мы всегда до конца не готовы к поворотам и изменениям. Всегда есть веские «но» и поводы немного отложить до более благоприятной ситуации. Бесполезно ждать однозначного внутреннего согласия, нужно решаться, опираясь скорее на «пора», чем на эфемерную готовность.

19. Жизнь — это книга, первые главы которой были написаны не тобой.
Да и последующие тоже чаще всего.

Мы состоим из убеждений и моделей окружающего нас мира, а мир этот — не абстрактная планета Земля, а вполне конкретный подъезд, офис, дом — место, где мы проводим время. Это друзья, коллеги, родители, продавцы в магазине, с которыми сталкиваешься каждый вечер. Это лента в социальных сетях и так называемые друзья из фейсбука. Мы впитываем взгляды, позиции, точки зрения просто автоматически, мы вдыхаем их с воздухом и становимся такими же или, наоборот, противоположными, что тоже автоматический момент отрицания. В детстве этот процесс полностью неуправляем. Суть нашей личности собирали другие люди и осознанный родительский вклад (если он вообще был) там далеко не преобладает. То, что мы считаем собой, и то, что надо бояться потерять по версии некоторых психологов, — всего лишь в той или иной степени красоты мозаики от нашего окружения. Терять нечего. По-моему, отличная новость. Можно перекроить все в какую угодно сторону.

20. Результат — это количество попыток.
А не один меткий выстрел. И уж точно не удача при долгосрочной перспективе.

21. То, что тебе помогало на одном этапе, может оказаться тормозом для выхода на следующий.
Способность к кардинальным переменам характеризуется возможностью отказываться. Но не только от того, что тебе мешает. Порой очень важно отказаться от того, что тебе помогало в прошлом. Простой пример: правила малого бизнеса не работают в среднем. Расти без отказа от части из них, пусть даже они поднимали процесс вчера, — невозможно. Тоже и с человеческой личностью — ее установками, планами.

22. За зоной комфорта находится зона дискомфорта.
А не коробка шоколадных конфет.

23. Жизни без цели не существует.
Так же, как и состояния без перемен. Вопрос лишь в том: ставишь ли ты эти цели сам или отдаешь на откуп инстинктам (неосознанным целям).

24. Лени не существует.
Есть нелюбимые занятия, нехватка энергии и отсутствие масштабного видения, чтобы захватывало дух от открывающихся перспектив. А лени нет.

25. Себя невозможно найти, себя можно только создать.
Искать нечего и некого. Ты всегда есть здесь и сейчас. А твой путь — это то, что у тебя под ногами в данную конкретную секунду, не более того. Тот самый «свой» путь отличается от того, чем он не является только фактом осознанности идущего, который прокладывает пусть и небольшие, но вполне осязаемые цели. Когда эти цели определяют другие люди или они прорастают хаотично через слово «должен» — никакого пути нет, есть набор разношерстных неприкаянных эпизодов.

26. Алкоголь не нужен.
Вообще.

27. Нереализованный потенциал причиняет боль.
И бесполезно прятаться от этого факта в выбранный уровень комфорта или красивые философские концепции, те же истории про женственность, материнство и прочее.

За каждый талант с нас спросится.

28. Банки должны платить тебе, а не ты им. Это единственно возможное финансовое здоровье.
Никогда, никогда, никогда не стоит покупать то, на что не заработал. Никогда. Во всяком случае, если грезишь о серьезных переменах. Мы платим банку не только деньгами, но и своей свободной энергией. Пространства для риска и авантюрных подвижек практически не остается. Прорыв из такого состояния (особенно на новый финансовый уровень) вряд ли возможен.

29. Две способности, которыми нужно овладеть как можно раньше: умение напрягаться и умение расслабляться.
Любое движение требует напряжения сил в тот или иной момент. Если идти на него нехотя, по нужде — будет расходоваться в два раза больше энергии. Часть на само усилие, остальное — на психическое напряжение. На внутреннюю борьбу. Отсюда необходимость научиться напрягаться по желанию, полюбить свое усилие. При способности напрягаться добровольно, видя в этом исключительно положительный аспект, количество потраченных сил сократится в разы. Будет получаться больше и легче.

А умение расслабляться — принимать реальность такой, какая она есть, отпускать собственные ожидания, развязывая внутренние узлы и снимая телесное напряжение через техники йоги и дыхания, например, — второе крыло, без которого на одном напряжении далеко не продвинешься.

30. Два ответа, которым нужно научиться как можно раньше: «да» и «нет».
Говорить «да» ситуациям и людям, несмотря на отсутствие гарантий, полной внутренней готовности и различные внешние обстоятельства. И говорить «нет» в первую очередь самому себе — своим слабостям, страхам и внутренней распущенности. И лишь далеко потом — другим людям.

31. Крутые штуки отличаются от хороших способностью делающего забывать себя.
Творец отличается от человека, который что-то неплохо делает, тем, что ставит дело выше себя, растворяя в процессе свое эго. И делает это осознанно и любя, а не по отсутствию выбора или чувству долга. Так, один маркетолог может быть истинным музыкантом в профессии, а иной музыкант так на всю жизнь и остается тем, кто имеет дело с музыкой.

32. Каждый встреченный на пути знак всегда имеет минимум 3 толкования.
1. Может быть, это действительно знак!
2. Может быть, ты бредишь и притягиваешь факты за уши.
3. А может быть, это испытание — явление, противоположное знаку, — попытка отвести от выбранного пути, как проверка искренности твоего решения и силы намерения.


Алексей Владимирович Баранов 19 янв 17, 17:31
0 0

Коммунизм и Иерархия или единство и борьба

Если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком.
(Психолог Альфред Адлер).

Алексей Владимирович Баранов 11 июн 17, 19:11
0 0

Исследования Психотерапии



По данным многолетнего исследования, проводимого в Стенфордском университете, изучавшем эффективность работы психотерапевтов и ее зависимость от гендера (Willia
ms A. Scott D. 2017), было выяснено, что вопреки сложившемуся мнению, наиболее продуктивными и эффективными в своей профессии являются психологи женщины в возрасте от 27 до 35 лет, практикующие психодинамический подход, не имеющие детей и семью с достаточно свободными взглядами на мораль и нравственность. Результаты повергли в шок научное сообщество. Но объективность проделанной работы неоспорима.
По материалам "Universum"


Алексей Владимирович Баранов 2 апр, 11:01
0 0

Учёные смогли увидеть саму смерть

Учёные смогли увидеть саму смерть

Исследователи зафиксировали процесс смерти на примере червя, в теле которого от клетки к клетке распространялись синие флуоресцентные волны, пока весь организм не умер.

Механизм отмирания отдельных клеток достаточно хорошо изучен: он вызывает цепную химическую реакцию, которая приводит к разрушению частей клетки и образованию молекулярного мусора. Однако до сих пор учёные имели смутное представление о том, как «смерть» распространяется по всему организму. Разглядывая в микроскоп умирающего червя, исследователи заметили, как синий свет волнами проходит через кишечник.

Согласно данным исследования, опубликованным в «PloS Biology», отмирание клеток (некроз) распространяется по организму благодаря химической реакции с участием кальция, содержащегося в клетках.

Руководитель исследований, профессор Дэвид Джемс из Университетского колледжа Лондона, заявил следующее:

«Нам удалось выяснить, какие именно химические реакции способствуют распространению волны гибели клеток. Причём когда мы пытались помешать прохождению этого света, то в некоторых случаях, например, при смерти от инфекции, получилось лишь немного замедлить процесс, а вот остановить процесс гибели от старости у нас не вышло. Это говорит о том, что смерть от старости происходит из-за множества взаимосвязанных процессов».

Источником синего свечения учёные ранее считали вещество липофусцин — побочный продукт окислительных реакций, который накапливается в организме с возрастом, однако, по последним данным, липофусцин в распространении «синей волны смерти» не участвует. Основной причиной возникновения синего света теперь считают антраниловую кислоту.

«Приняв во внимание все полученные данные, мы усомнились в популярной теории, согласно которой старость приходит по мере того, как в клетках накапливаются молекулярные повреждения. Изучив биологическую составляющую процессов старения и смерти, мы сможем понять, как их приостановить», — утверждает профессор Джемс.


Алексей Владимирович Баранов 12 апр 16, 02:49
0 0

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Фото: © Денис Волков

Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, формула «работать по специальности» давно устарела, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов — как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин. В интервью «Теориям и практикам» он рассказал, что делать с переизбытком информации, какие факультеты должны умереть и почему его исследование эмоциональной культуры касается именно образованного человека.

* Беседа состоялась в Казани на Зимнем книжном фестивале, куда Андрей Зорин приехал при поддержке Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

 

— На ютубе можно увидеть гигабайты видео, где людям на улицах задают базовые вопросы из школьной программы и многие не могут на них ответить. Для вас как преподавателя это является критерием оценки студента?

— Я не делаю предположений касательно того, что должен знать студент, потому что они не оправдываются. Это не значит, что студенты темные и необразованные люди. Кто-то знает в одной области, кто-то — в другой, единые критерии оценки образования сейчас размыты. Легкая доступность информации, которая добывается одним щелчком, снимает проблему «что я помню, а что знаю». Речь идет о способности думать, видеть мир исторически, понимать какие-то вещи, находить информацию, работать с ней.

В подобной передаче какая-то девушка сказала, что Сталин жил в XVII веке: мне кажется, проблема здесь не в том, что она не знает, когда жил Сталин, а в том, что она не знает, что такое век. Это более серьезная вещь — ей непонятно, что такое история. Образование прежде всего должно быть ориентировано на понимание, самостоятельную работу с источниками и знаниями, развитие умственных и интеллектуальных навыков.

Кроме того, мы имеем дело с гигантским переизбытком информации. Колоссальная проблема сегодняшнего студента — он не может отличить минимально достоверную информацию от недостоверной вообще. Нет культуры различения фейка. Когда студенты мне сообщают исторический факт, я прошу их назвать источник — они теряются, потому что им непонятен сам вопрос.

— То есть для них все то, что есть в интернете — правда?

– По крайней мере, равноценно и равносильно. Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать, усваивать, обрабатывать.

— Мечты про то, что интернет поможет распространить знания — не сбылись?

— Никакая технология не обеспечит всеобщего счастья, это все странные фантазии 60-х годов: будет термоядерная энергия — тогда все станут счастливы. Другой вопрос, что интернет — необыкновенно удобная вещь. Электричество не сделало человека счастливее, но сейчас нам без него трудно жить. Да, интернет помогает найти информацию, сокращает время на поиски; я работаю в одном из лучших университетов мира, у нас потрясающая библиотека, где за полчаса можно добыть любую нужную книгу. Тем не менее, я читаю с монитора, это все-таки экономит время: более быстрые маневры, навигация по источнику, это повышает возможность самостоятельной работы с информацией, снижая роль посредников.

— Еще одна проблема студентов, которую широко обсуждают — короткая историческая память. Плохо ли это, что с этим делать?

– В какой-то степени. Эти люди родились и выросли после гигантского исторического разлома, для них все, что было до 1991-го года, покрыто паутиной. Об этом много написано в русской литературе применительно к людям после 1917-го года: то, что было до революции, они просто не понимали.

С одной стороны, ну, Атлантида утонула и утонула, а с другой стороны, это опасно, потому что провоцирует ностальгию, делает молодых людей падкими на фальшивые рассказы.

«Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать»

— Не кажется ли вам, что высшее образование не понимает, как встроиться в рынок труда, и слабо понимает, зачем существует?

– Проблема высшего образования в том, что оно должно решать разные задачи одновременно, а некоторые из них — взаимоисключающие. Высшее образование не слышит потребности рынка труда, но самое худшее, когда кто-то сверху говорит: «больше нам не нужны экономисты — нужны инженеры». К тому времени, когда будут программы для подготовки инженеров, их обучат и выпустят, они перестанут быть нужны рынку. Очень неверная идея — проблему соотношения образования с рынком труда нельзя решить административными корректировками.

— То есть некоторые факультеты давно должны были умереть?

– Да, например, нет никакого смысла тратить на журналистское образование четыре года. Журналистская программа — это хорошая добавка к какому-то качественному гуманитарному, естественнонаучному или политическому образованию; к какому-то фундаментальному базовому образованию достаточно добавить год, а то и семестр журналистских навыков — этого будет достаточно. Я наблюдал это зрелище в 90-е годы в РГГУ, когда все новые медиа были заняты нашими выпускниками. Журналисты были просто неконкурентоспособны рядом с выпускниками историко-филологического факультета, людьми с живыми мозгами, которых быстро научили журналистике.

Я воспитывался в такой идеологии, где ты учишься для того, чтобы выбрать себе профессию. Сейчас ясно, что ситуация с «профессией на всю жизнь» изменилась, более того, постоянно повторяющаяся формула «по специальности или не по специальности» — это вообще ерунда. 80% выпускников не работают по специальности — это стандарт, само словосочетание «работа по специальности», видимо, уходит из нашего обихода, потому что рынок труда меняется с фантастической скоростью. Поступая в учебное заведение, человек не может знать, будет ли востребована его профессия через 4-5 лет. Поэтому обучение становится постоянным, возникает необходимость в обучении и переобучении, и это создает совершенно другую логическую ситуацию.

— Понятно, что это пока небольшой феномен, но сайты и издания, которые занимаются популяризацией науки — это результат того, что люди тянутся к самообразованию? Стоит ли университетам призадуматься?

– Университеты упустили огромный рынок, они не видят гигантской потребности, находящейся рядом, и этот рынок заполняется инициативами. Хорошим университетам было бы что предложить в области популяризации программ — я сейчас пытаюсь наладить сотрудничество между замечательным сайтом «Арзамас» и университетом, где я в Москве работаю. Может быть, получится, и это станет пионерским проектом в области сотрудничества между университетом и неформальной образовательной просветительской программой. У меня есть чувство, что университет из-за косности и консерватизма без боя сдает огромный рынок.

— Университет, завоевывая этот рынок, должен подстраиваться под требования миллениалов — короткие тексты, видео? Или умение читать длинный текст все еще важно?

– С одной стороны, высшее образование должно учитывать мнение аудитории, с другой — способность прочесть длинный текст — это очень важная наука. Мы с моими коллегами в РАНХиГС разработали программу «Great box», в которой студенты должны за 4 года прочитать 21 книгу из разных областей знания: художественной, философской, экономической. Все это раскидано по семестрам, но читать книги нужно целиком. И это дает замечательный эффект, я вижу, как наши первокурсники с полным чувством собственного достоинства при встрече со своими одноклассниками говорят, что уже читали «Республику» Платона. И это совершенно не противоречит тому, о чем вы говорите: короткому мышлению, способности быстро переключать внимание и прочее.

Андрей Зорин

Фото: © Денис Волков

— Вы упомянули важную вещь — фактчек. Я замечал это в дискуссиях об истории — такое ощущение, что это отходит на второй план и становится важнее, к кому слушатель испытывают эмоциональную симпатию, неважно что человек говорит.

– Это вообще природа человека — тот, кому ты расположен, кажется тебе более убедительным. Тем не менее, любой разговор исходит из того, что есть зона, по поводу которой дискуссии быть не может. Можно спорить, было ли Бородинское сражение победой русской армии или поражением — это абсолютно легитимные разные точки зрения. Но нельзя спорить с тем, что русские войска в битве отступили и сдали Москву; если говорить, что этого не было, то спорить бессмысленно. Вполне допустима точка зрения — ее отстаивал Лев Толстой — что это была величайшая победа, которая стала в русской историографии господствующей. Очень может быть. Тем не менее было решение отходить, Москву оставить, а французы были разгромлены и отброшены за государственные границы Российской Империи после этой битвы. Есть факты, и если мы не признаем их логики, то нам не о чем говорить.

— А что делать с фактчеком, когда к истории обращаются, например, политики? Нельзя ведь в прямом эфире, например на дебатах, проверить достоверность их слов?

– Правильно, этим эффектом пользуются политики на протяжении многих лет. На это есть экспертное сообщество, правда, оно находится в плохом состоянии и, отчасти по собственной вине, перестало вызывать доверие.

Оксфордский словарь выбрал словом 2016 года — post-truth, то есть «постправда», «после истины». По подсчетам американских журналистов, 70% из того, что в предвыборной кампании говорил Дональд Трамп, было или просто ложью, или частичной ложью. Интересно то, что огромная часть голосовавших за него знают, что он говорит неправду. Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности, в котором есть много опасного.

*В 2016 году на премии «Просветитель» Андрей Зорин получил специальную награду «Просветитель просветителей» за книгу «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века»

— О вашей книге.* Вы говорили, что, изучая архив Муравьева, обнаружили, что он испытывает одновременно две эмоции, потому что является семьянином и дворянином, по-разному реагируя на события, которые происходят в его жизни. Как вам кажется, случается ли то же самое сейчас в интернете, есть ли роль человека онлайн и оффлайн?

– Оффлайн и онлайн соотношение — это частный случай. В книге есть теоретическая модель, в которой я стараюсь описать ситуацию конфликта разных ценностных и эмоциональных систем. Человек все время живет «с этой стороны так, а с этой так», один и тот же человек может себя ощущать Дон Жуаном, покоряющим женские сердца, романтически влюбленным в одну женщину, да еще и верным семьянином, все это одновременно. Вопрос в том, до какой степени у него есть потребность быть единым, до какой степени ему легко переходить из одной зоны в другую, как он навигирует внутри них. Здесь всегда интересна конкретная навигация человека в условиях «между».

— Вы также писали о влиянии текстов разных произведений на эмоции человека, когда он примеряет на себя какого-то героя. Сейчас много говорят о конкуренции книги с сериалами, телевизором. Поп-культурные герои тоже влияют на эмоции человека?

– Конечно, просто я писал о литературной культуре, но вообще институты, производящие набор символических образов и чувств, которые человек потребляет, разнообразны: искусство, литература, мифология, религия, идеология, ритуальные практики, повседневная жизнь и, конечно, в последнее десятилетие — СМИ. Очевидно, что они оттесняют традиционные книжные образцы на второй и третий планы. На сегодняшний день книга почти перестала функционировать в качестве значимой эмоциональной матрицы; может быть, серьезное кино еще функционирует в этом плане, а литература — не уверен.

— Людям в принципе все равно — документальная или художественная книга, они в любом случае воспринимают это как поведенческую роль?

– Документальная литература по своей природе менее к этому приспособлена, потому что она, а тем более документальное кино — это то, что заведомо происходит с кем-то другим. Весь эффект художественного произведения — в отождествлении себя с героем; ты смотришь на него и воспринимаешь рассказ о другом человеке как рассказ о себе. Сделать это с героем документального произведения можно, но гораздо труднее, потому что документалистика привязывает к факту, четко тебе указывает, что разговор не о тебе, а о каких-то других персонажах.

«Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности»

— В каком отношении находятся эмоции и слова, которые их описывают? Например, в татарском языке есть несколько слов, которые, как считается носителями, не переводятся на другие языки. Почему так происходит — народ думает, что у них есть уникальные эмоции?

– Я не касался лингвистической стороны, у меня ничего не написано о непереводимости понятий, в книге употребляется слово «переживание», которое, кстати, не переводится на английский и французский языки, хотя в русском языке является калькой с немецкого. Таких случаев непереводимости много, но в слове могут конденсироваться важные эмоциональные матрицы: такое количество работ написано о русской тоске, как специфически не переводимом переживании, культурном образе, который стоит за этим чувством. Есть близкие по смыслу слова, например, английское longing, но это не вполне то.

Другое дело, что слово как таковое редко может служить эмоциональной матрицей, словообразцом для восприятия, слово очень абстрактно, важнее не лексема, а случай употребления. Мы не просто так думаем о любви, а слышим использование этого слова, и какие-то конкретные использования. В XVIII-XIX веке, например, формула «Я вас люблю» означала предложение руки и сердца, и за этим не было никакого другого варианта, точка. Сейчас это словосочетание не имеет такого значения: если ты соберешься предложить руку и сердце, то тебе надо говорить какие-то другие слова, эти не годятся.

Связь такая есть, об этом много написано, если только мы не считаем, что человек, который не принадлежит к этому народу, не способен испытывать это чувство, — конечно, он способен. А то, что для этих чувств языковое сообщество нашло специфическое слово, указывает на то, что для него оно может быть значимей, чем для других людей.

— В книге подчеркивается, что исследование касается «образованного человека» — это является водоразделом?

— В этот период у русского образованного человека была другая эмоциональная культура, чем у крестьян. Мне говорили что я отказываю крестьянам в свободной жизни — ничего подобного, просто у них были другие каналы. Конечно, русскому, французскому или английскому дворянину было легче понять эмоции друг друга, чем русскому дворянину — крестьянина. Они могли находиться на одном уровне, но в настолько разных культурных мирах, что образы чувств были разные.

Та модель, которую я строю, состоит в том, что эмоции — это, прежде всего, коллектив, потому что эмоциональные матрицы значимы для определенных групп людей, эмоциональных сообществ. Вопрос в том, что каждый человек принадлежит ко множеству разных эмоциональных сообществ. И поэтому эти системы всегда сложно устроены, и ты маневрируешь среди разных сообществ, собираешь индивидуальную эмоцию из набора коллективных образцов. Поэтому здесь не может быть противопоставления, не может быть индивидуальной эмоции, в которой не было бы коллективного. Но она у тебя своя, потому что набор тех коллективных эмоций, которые ты приспосабливаешь к конкретной ситуации, всегда разный.


Алексей Владимирович Баранов 19 янв 17, 20:02
+1 0

Вузы России: навигатор абитуриента - 2016


Воспользовавшись навигатором вы сможете сравнить данные по различным условиям приема в российские вузы и выбрать именно то высшее учебное заведение, которое подходит вам по качеству образования и стоимости обучения. А также получить информацию о результатах участия выбранного вуза в международных рейтингах.

"Социальный навигатор"  МИА "Россия сегодня" на основании ранее опубликованных исследований: "Качество приема в российские государственные вузы – 2015""Качество платного приема в государственные вузы РФ  — 2015", а также данных собственных исследований "Социального навигатора" по негосударственным вузам, подготовил информационный интерактивный ресурс для старшеклассников и абитуриентов.

В навигатор вошло 440 государственных и 66 негосударственных вуза*. 

Навигатор абитуриента – 2016: секреты приемной кампании (видео)>>>

 

Основным источником информации были приказы о зачислении студентов на первый курс бакалавриата или специалитета с указанием баллов ЕГЭ (очная форма обучения, полный срок обучения), размещенные на сайтах вузов. Вузы, для поступления в которые важны творческие испытания (консерватории, художественные и хореографические академии и т.д.), и вузы силовых ведомств, принимающие в основном выпускников профильных военных или морских училищ, в исследование не включались.

 

Навигатор дает информацию будущим первокурсникам и их родителям о том, на каких условиях и с какими баллами поступали в различные вузы на те или иные специальности абитуриенты прошлого года.

Воспользовавшись этим ресурсом, абитуриент сможет сравнить данные по различным условиям приема в российских вузах и выбрать именно то высшее учебное заведение, которое ему подходит по качеству образования и стоимости обучения. А также получить информацию о результатах участия вуза в международных исследованиях (рейтингах и мониторингах).

*В навигатор вошли только те вузы, которые по итогам приемной кампании 2015 опубликовали на своих сайтах списки зачисленных студентов по результатам ЕГЭ.



РИА Новости http://ria.ru/abitura_rus/20160331/1387247165.html#ixzz471rScbiQ


Алексей Владимирович Баранов 27 апр 16, 15:32
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 67

Последние комментарии

Владимир Соколов
Риддик .
Владимир Баранов
Читать

Поиск по блогу

Люди

5 пользователям нравится сайт unesco.su