Алексей Владимирович Баранов предлагает Вам запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»
Вы хотите запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Интегральный Психологический Транскультурный Проект

Блог

Позитивный настрой опасен для вашего здоровья

Позитивный настрой опасен для вашего здоровья

Наконец-то наука всерьёз взялась за оптимистов и сторонников позитивного мышления, которые уже два десятилетия отравляют нормальным людям жизнь. В России вышла книга датского психолога Свена Бринкмана «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать». Эта работа стала ещё одним поводом заявить, что смотреть на жизнь позитивно — мода вчерашнего дня.

Позитив доводит до депрессии

Необходимость постоянно улыбаться и с оптимизмом встречать трудности укоренилась в психологии в конце 1990-х. По факту, «позитивно» к тому времени жила уже значительная часть Северной Америки. Её жители просыпались по утрам, вставали к зеркалу, растягивали лицо в широкой улыбке и твердили себе: «Я всё могу», «Я счастлив», «Я успешен».

Новое тысячелетие американцы встретили при позитивном фашизме. Так психологи называют сторонников теории жизнерадостного взгляда на жизнь и будущее. За считанные годы в стране на 65% выросло потребление антидепрессантов. Вслед за США в число лидеров по продаже психиатрических препаратов вошли и другие страны с американоцентричной культурой: Канада, Австралия.

Всё потому, что установка на позитив фрустрирует человека. Мы не можем всё время улыбаться. При сохранении критических способностей люди всё равно видят диссонанс между реальностью и рисуемой их позитивным мышлением картиной. И это угнетает. Кроме того, позитивная психология требует от человека сильной работы над собственными чувствами: нужно сдерживаться, притворяться, хитрить, что крайне опасно для психического здоровья. Когда же люди всё равно сталкиваются с трудностями или поражениями, их обвиняют в недостаточном позитивном настрое — и к спрятанным эмоциям добавляется комплекс собственной вины.

В своей книге Свен Бринкман ссылается на американского психолога Барбару Хелд, которая утверждает, что для благополучия и даже счастья нужно не улыбаться перед зеркалом, а… ворчать. В своей книге «Хватить улыбаться, начинайте брюзжать» Хелд объясняет, что любители пожаловаться и посетовать на судьбу не просто счастливее, но и успешнее своих неизменно оптимистичных коллег.

На Западе уже известен и изучен феномен депрессии и повышенного суицидального настроения среди посетителей разнообразных тренингов личностного роста. Навязанный, он же выученный оптимизм вреден. А идея о том, что все должны быть лидерами, опасна: у большинства людей нет сильных лидерских качеств. Попадая на подобные тренинги, среднестатистический человек с его проблемами и комплексами вдруг осознаёт себя не соответствующим запросам современного мира. Он пытается быть позитивным, лидерствовать — и при этом видит, что его проблемы не сдвигаются с места.

В США, Западной Европе появилось в психологии целое направление, занимающееся реабилитацией жертв коуч-программ. У нас с этой бедой только столкнулись. Впервые о трагедиях людей, проходящих через позитивные тренинги, заговорили после самоубийства в 2014 году петербургской домохозяйки Оксаны Дмитровской, которая записалась на курсы лидерства по программе «Международного сотрудничества креативного коучинга». Дмитровская рассчитывала, что тренинг сделает её талантливым бизнесменом и она сможет осуществить давнюю мечту — открыть кейтеринговое агентство. Смерть петербурженки вскрыла и другие трагедии. Люди по природе своей редко бывают оптимистами и лидерами. Поэтому для большинства настрой на позитив несёт угрозу здоровью. Это первое.

Вера в лучшее тормозит карьеру

Позитивные тренинги и позитивное лидерство опасно для бизнеса. Бринкман в своей книге пишет о том, что стремление к позитиву в корпоративной культуре приводит к снижению критики и порождает у сотрудников боязнь выступать с предложениями.

Надо сказать, что западный деловой мир вслед за частными лицами уходит от позитивных коучей, которые берутся помочь сделать из работника лидера. Идёт в мире и отказ от тим-билдинга. Потому что в развитых странах успели понять: вынужденный оптимизм наносит бизнесу серьёзный ущерб, ведь сотрудники просто боятся делать замечания, предлагать варианты на случай неудачного развития событий, так как в этом случае их сразу обвинят в неумении быть позитивными.

В России коучи ещё живы, и они обходятся бизнесу дорого. В нашей стране в описаниях вакансий от кандидатов до сих пор часто требуют позитивного настроя, и его же почти все указывают в числе своих положительных черт в резюме. На Западе же всё больше кадровых агентств отказываются с такими соискателями даже разговаривать. Потому что позитив больше не моден.

Сегодня нужно быть трезвым, смотреть на жизнь реалистично и, по возможности, с долей пессимизма.

Пессимисты успешнее в карьере и творчестве. Именно так! Во-первых, они просчитывают все риски. Во-вторых, пессимисты, раздражённые или обозлённые люди, как ни странно, не склонны опираться только на имеющиеся у них знания — они всегда предполагают наличие неизвестной им информации и ищут её. В Университете Южного Уэльса в Австралии учёные доказали, что люди, находящиеся в состоянии счастья или хорошем расположении духа, плохо отличают правду от вымысла, не могут скептически смотреть на проблемы и доверяют любым утверждениям. Не лучшее качество для бизнесмена или учёного. Кроме того, доказано, что состояние гнева или раздражённости с точки зрения креатива более продуктивно, чем оптимизм и бодрость. Счастливый, улыбающийся человек выдаёт меньше оригинальных идей.

Ипохондрики доживают до старости

Пессимисты здоровее и дольше живут, потому что прогнозируют риски. Оптимист не пристёгивает в машине ремень безопасности, не ходит вовремя к врачам и не следит за тем, что он ест. Пессимист же строит свою жизнь с учётом всех возможных сложностей. Примечательно, что с возрастом опасность оптимизма для здоровья возрастает. В 2013 году Американская ассоциация психологов опубликовала статью немецкого учёного Фридера Ланга, который показал, что оптимизм среди пожилых оборачивается высоким риском смерти или получения инвалидности в ближайшие десять лет. Ланг исследовал жизни сорока тысяч пенсионеров и пришёл к выводу, что те из них, кто с оптимизмом смотрел в будущее, на 9,5% чаще сверстников-пессимистов или реалистов становились инвалидами и на 10% чаще сталкивались с угрозами для жизни, такими, как несчастный случай или сердечный приступ.

Оптимизм и навязанная позитивность таят в себе ещё одну опасность: у тех, кто учится подавлять гнев и неудовлетворённость, риски скончаться от сердечной недостаточности в три раза выше, чем у любителей выплеснуть недовольство наружу .

Так что пессимизм продлевает жизнь. А дольше и здоровее всех живут ипохондрики. Вопреки распространённым мифам, век человека сокращают не плохие мысли о болезнях, а отсутствие таких мыслей. Оптимисты реже ходят к врачам, годами не обращают внимания на первые симптомы тяжёлых недугов. В то время как ипохондрики регулярно проходят обследования, следят за приёмом лекарств и обращаются к врачу при любом отклонении в их организме. На несколько ложных тревог ипохондрика приходится одна правильная. Точно такие же приятные бонусы в виде дополнительных шансов на долгую жизнь ждут невротиков. Принято считать, что они рано умирают от стрессов и антидепрессантов. Но оказалось, что невротики живут долго, потому что любят ходить по врачам и многие болезни ловят на ранних этапах.

Нестись вслепую навстречу приключениям

В общем, показному оптимизму и вечному позитиву скоро придёт конец. Человечество нашло в себе силы признаться: жизнерадостные люди удобны лишь для окружающих, ведь они легки в общении и не требуют деликатного подхода. Для самого себя же оптимист опасен. Потому что он меньше живёт, хуже зарабатывает и раньше останавливается на карьерной лестнице.

Заученный оптимизм часто приводит к депрессии, а прирождённый — говорит о возможном низком интеллекте его носителя. Жизнь и наука доказывают нам, что успешнее, дольше и счастливее живут реалисты. Которых в современной культуре принято считать жертвами пессимизма. Виной всему позитивная догма. Тот самый позитивный фашизм, призывающий людей зажмуривать глаза, растягивать рот в улыбке и нестись вслепую навстречу неприятностям. Они считают, что видеть опасность за углом — значит плохо работать над собой. В глазах сторонника позитивной теории реалист — этот тот, кто не может воспитать в себе оптимиста.

Но предугадывать проблемы и готовиться к ним — это нормально. В мире очень мало пессимистов. В основном его населяют оптимисты и реалисты. Просто в последние двадцать лет сторонники безудержного позитива пользовались правом клеймить любого, кто ставил под сомнение неизбежность долгой и счастливой жизни.

Теперь пришла пора выйти на сцену пессимистам и объяснить наконец, что они на самом деле реалисты и просто умеют трезво смотреть в будущее.


Алексей Владимирович Баранов 2 дек 17, 15:32
+3 1

10 ошибок в поведении, из-за которых с вами никто не считается

Сегодня поговорим о том, какие типичные ошибки совершают многие люди, в результате которых с ними обращаются неподобающе. Разберём всё наглядно - в виде иллюстраций:

Надеемся, что данный сравнительный анализ реально поможет Вам в решении хотя бы мелких проблем.


Алексей Владимирович Баранов 2 ноя 17, 00:52
0 1

Порядок в мыслях: как сохранить способность фокусироваться в информационную эпоху

Современные технологии постоянно атакуют наш мозг, обрушивая на него небывалые объемы информации. Кто-то верит, что многозадачность возможна, но многие ученые считают, что такой режим общения с окружающим миром совсем не идет нам на пользу. Вопрос в том, как защититься от его побочных эффектов, не превратившись в информационного аскета. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниэл Левитин из Университета Макгилла недавно презентовал свою новую книгу «The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload» на лекции в Кембриджском университете. И объяснил, почему многозадачность негативно сказывается на нашей продуктивности и как с этим бороться. T&P публикуют основные тезисы его лекции.

Мы действительно живем в эпоху, когда мир оказался перегружен информацией. По оценкам Google, человечество произвело на свет уже около 300 эксабайт информации (это 300 с 18 нулями). Всего лишь 4 года назад количество существующей информации оценивалось в 30 эксабайт. Получается, что за последние несколько лет мы произвели больше информации, чем за всю историю человечества. Каждый день нам приходится обрабатывать в 5 раз больше данных, чем 25–30 лет назад. Это все равно что прочитывать от корки до корки 175 газет в день! Я хочу сказать, что информационная перегрузка — это реальность. Это несоответствие между производимой информацией и нашей способностью ее обработать.

Помимо того, что мы пытаемся справиться с эксабайтами информации в сети, мы перегружены новыми ежедневными задачами. Если 30 лет назад путешествия организовывали турагентства, нужный товар в магазине выдавали продавцы, пробивали его кассиры, а вести переписку деловым людям помогали машинистки, то теперь мы вынуждены делать все сами. Множество профессий попросту исчезло. Мы сами бронируем билеты и отели, сами регистрируемся на рейс, сами выбираем продукты и даже сами их пробиваем на стойках самообслуживания. Более того, счета за коммунальные услуги теперь тоже надо добывать самостоятельно на специальном сайте! Например, в Канаде их просто перестали присылать. То есть мы стали выполнять работу за десятерых и при этом еще пытаемся не отстать от собственной жизни: заботиться о детях, родителях, общаться с друзьями, находить время на работу, хобби и любимые телепередачи. В сумме мы тратим около 5 часов в неделю на задачи, которые раньше выполняли за нас другие люди.

Нам кажется, что мы выполняем несколько дел одновременно, что мы многозадачны, но на самом деле это очень большое заблуждение. Эрл Миллер, нейробиолог из Массачусетского технологического института и один из ведущих экспертов в области внимания, утверждает, что наш мозг вовсе не создан для многозадачности. Когда люди думают, что заняты несколькими делами одновременно, они на самом деле просто очень быстро переключаются с одной задачи на другую. И каждый раз на это уходят определенные ресурсы.

Переключая внимание с одной задачи на другую, мозг сжигает глюкозу, которая также нужна для сохранения концентрации. Из-за постоянного переключения топливо быстро расходуется, и мы чувствуем себя уставшими уже через несколько минут, потому что в прямом смысле исчерпали питательные ресурсы мозга. Это ставит под угрозу качество как умственной, так и физической работы.

Кроме того, частое переключение между задачами вызывает чувство тревоги, повышается уровень гормона кортизола, отвечающего за стресс. Это может привести к агрессивному и импульсивному поведению.

Однако от привычки переключаться между задачами сложно избавиться, поскольку каждая новая задача провоцирует выброс допамина, гормона, отвечающего за «вознаграждение» мозга. Таким образом, человек получает удовольствие от переключения, впадает в зависимость от него.

Еще один аргумент в пользу того, что многозадачность не работает, — недавнее исследование нейробиолога из Стэнфорда Расса Полдрака. Он обнаружил, что запоминание информации в режиме многозадачности приводит к тому, что информация сохраняется в неправильном месте. Если дети учат уроки и одновременно смотрят телевизор, то информация из учебников попадает в полосатое тело, отдел мозга, отвечающий за условные рефлексы, поведение и навыки, но не за хранение фактов и идей. Если отвлекающих факторов нет, информация попадает в гипоталамус, где она структурируется и категоризируется по разным критериям, что облегчает доступ к ней в дальнейшем. Таким образом, люди не способны к многозадачности. Это все самообман. Наш мозг обманываться рад, но на самом деле наша работа становится менее творческой и эффективной.

 

 

«Не хочу ничего решать» — серьезный сигнал от мозга

Ко всему прочему, многозадачность требует от нас постоянного принятия решений. Ответить на сообщение сейчас или потом? Как на него ответить? Как и где сохранить это сообщение? Продолжать ли работать или сделать перерыв? Все это незначительные решения требуют столько же энергии, сколько важные и значимые, поэтому они так же утомляют мозг. Мы тратим кучу сил на мелкие решения, но есть риск, что мы не сможем сделать правильный выбор, когда это будет необходимо. Мы вроде бы понимаем, что для нас важно, а что нет, но в мозге при этом происходят одинаковые процессы. На решение, какого цвета взять ручку, и на решение, заключать ли договор с той или иной компанией, затрачиваются одинаковые ресурсы.

Безусловно, как бы мы ни стремились избежать выполнения нескольких задач одновременно, совсем уйти от этого не получится. Тем не менее существуют действенные способы навести порядок в собственной голове, стать более продуктивным и получать больше удовольствия от жизни.

 

 

Разделите работу на циклы

Что общего у авиадиспетчеров и синхронных переводчиков? Эти профессии очень стрессовые, поскольку требуют постоянного переключения внимания между задачами. Поэтому люди таких профессий работают «циклами» и часто делают небольшие перерывы. На работе нас все больше заваливают письмами, поручениями, звонками. Попробуйте делать 15-минутные перерывы каждый час или два. Можно прогуляться, подышать свежим воздухом. Тогда, вернувшись, вы сможете работать быстрее и эффективнее. Исследования показывают, что переработки снижают эффективность: на работу, требующую 20 минут, уставшие сотрудники тратят час.

 

 

Меняйте режим концентрации

Перерывы тесно связаны с двумя режимами внимания, в которых может работать мозг. Первый — это режим концентрации, так называемый central-executive mode, второй — режим «блуждания» (mind-wandering mode). Последний активизируется при чтении литературы, любовании искусством, прогулках или дневном сне. 15 минут в таком режиме позволяют «перезагрузить» мозг и почувствовать себя свежим и отдохнувшим. Мысли в это время просто бессвязно возникают в голове, вы их не контролируете. Надо заставлять себя периодически переходить в режим «блуждания», отключаться от интернета и электронной почты.

Кроме того, у вас наверняка есть задачи, которые требуют большого количества времени на выполнение, и задачи, которым достаточно выделить несколько минут. Не стоит весь день перескакивать с одного типа задач на другой. Лучше выделить на проверку почты определенное время (например, дважды в день) и прочитывать сразу все поступившие сообщения, а не заходить в почту после каждого уведомления.

 

 

Принимайте важные решения с утра

Был такой эксперимент: людей пригласили в лабораторию поучаствовать в опросе. Но сначала их засыпали вопросами: какого цвета ручку вы хотите? Черную или синюю? Как расположить лист бумаги? Вертикально или горизонтально? Вы хотите кофе? Две ложки сахара или три? С молоком или без? А после этого раздали опросник, где ставились действительно важные философские проблемы. Большинство людей уже не могло с этим справиться, им нужен был перерыв. Они чувствовали себя уставшими после предшествовавшей серии принятия мелких решений. Вывод из этого эксперимента — важные решения нужно принимать в начале дня.

 

 

Создавайте «расширители» мозга

«Расширители» мозга — это все, что переносит информацию из нашей головы в реальный мир: календари, блокноты, списки дел, коробка для ключей в прихожей. Например, если вы слушаете прогноз погоды и диктор объявляет, что завтра будет дождь, то вместо того, чтобы пытаться не забыть взять зонтик, положите его сразу у входной двери. Теперь сама окружающая среда напоминает вам о зонтике. Суть в том, что все эти блоки информации борются за место и ресурсы в нашей голове, сбивая ваши мысли. В итоге вам все сложнее уделять внимание тому, чем вы заняты в настоящий момент.

 

 

Живите «в моменте»

Мне кажется, что неправильно физически находиться в одном месте, а мыслями в другом. Но такое часто случается. На работе мы думаем о том, что нужно еще погулять с собакой, забрать ребенка из сада и позвонить тете. А когда оказываемся дома, вспоминаем обо всех не сделанных за день рабочих делах. Я не призываю всех превратиться в роботов, но, я считаю, это важно — уметь выполнять на работе свои задачи и иметь больше времени на отдых, приключения, общение, искусство. Если находиться мыслями в другом месте, то получаешь гораздо меньше удовольствия от жизни. Когда вы общаетесь с человеком, представляйте, что сейчас это единственный человек на земле, отдавайте ему все свое внимание. Тогда и работа, и отдых начнут приносить больше удовольствия.

 

 

Не переусердствуйте

Важная вещь в погоне за эффективностью — не потратить слишком много времени на упорядочивание своей жизни. Если вам кажется, что вы и так быстро со всем справляетесь, то не стоит тратить время.

 
Елена Щур
9 февраля 2015

Алексей Владимирович Баранов 27 янв 17, 01:18
+1 1

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Фото: © Денис Волков

Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, формула «работать по специальности» давно устарела, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов — как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин. В интервью «Теориям и практикам» он рассказал, что делать с переизбытком информации, какие факультеты должны умереть и почему его исследование эмоциональной культуры касается именно образованного человека.

* Беседа состоялась в Казани на Зимнем книжном фестивале, куда Андрей Зорин приехал при поддержке Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

 

— На ютубе можно увидеть гигабайты видео, где людям на улицах задают базовые вопросы из школьной программы и многие не могут на них ответить. Для вас как преподавателя это является критерием оценки студента?

— Я не делаю предположений касательно того, что должен знать студент, потому что они не оправдываются. Это не значит, что студенты темные и необразованные люди. Кто-то знает в одной области, кто-то — в другой, единые критерии оценки образования сейчас размыты. Легкая доступность информации, которая добывается одним щелчком, снимает проблему «что я помню, а что знаю». Речь идет о способности думать, видеть мир исторически, понимать какие-то вещи, находить информацию, работать с ней.

В подобной передаче какая-то девушка сказала, что Сталин жил в XVII веке: мне кажется, проблема здесь не в том, что она не знает, когда жил Сталин, а в том, что она не знает, что такое век. Это более серьезная вещь — ей непонятно, что такое история. Образование прежде всего должно быть ориентировано на понимание, самостоятельную работу с источниками и знаниями, развитие умственных и интеллектуальных навыков.

Кроме того, мы имеем дело с гигантским переизбытком информации. Колоссальная проблема сегодняшнего студента — он не может отличить минимально достоверную информацию от недостоверной вообще. Нет культуры различения фейка. Когда студенты мне сообщают исторический факт, я прошу их назвать источник — они теряются, потому что им непонятен сам вопрос.

— То есть для них все то, что есть в интернете — правда?

– По крайней мере, равноценно и равносильно. Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать, усваивать, обрабатывать.

— Мечты про то, что интернет поможет распространить знания — не сбылись?

— Никакая технология не обеспечит всеобщего счастья, это все странные фантазии 60-х годов: будет термоядерная энергия — тогда все станут счастливы. Другой вопрос, что интернет — необыкновенно удобная вещь. Электричество не сделало человека счастливее, но сейчас нам без него трудно жить. Да, интернет помогает найти информацию, сокращает время на поиски; я работаю в одном из лучших университетов мира, у нас потрясающая библиотека, где за полчаса можно добыть любую нужную книгу. Тем не менее, я читаю с монитора, это все-таки экономит время: более быстрые маневры, навигация по источнику, это повышает возможность самостоятельной работы с информацией, снижая роль посредников.

— Еще одна проблема студентов, которую широко обсуждают — короткая историческая память. Плохо ли это, что с этим делать?

– В какой-то степени. Эти люди родились и выросли после гигантского исторического разлома, для них все, что было до 1991-го года, покрыто паутиной. Об этом много написано в русской литературе применительно к людям после 1917-го года: то, что было до революции, они просто не понимали.

С одной стороны, ну, Атлантида утонула и утонула, а с другой стороны, это опасно, потому что провоцирует ностальгию, делает молодых людей падкими на фальшивые рассказы.

«Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать»

— Не кажется ли вам, что высшее образование не понимает, как встроиться в рынок труда, и слабо понимает, зачем существует?

– Проблема высшего образования в том, что оно должно решать разные задачи одновременно, а некоторые из них — взаимоисключающие. Высшее образование не слышит потребности рынка труда, но самое худшее, когда кто-то сверху говорит: «больше нам не нужны экономисты — нужны инженеры». К тому времени, когда будут программы для подготовки инженеров, их обучат и выпустят, они перестанут быть нужны рынку. Очень неверная идея — проблему соотношения образования с рынком труда нельзя решить административными корректировками.

— То есть некоторые факультеты давно должны были умереть?

– Да, например, нет никакого смысла тратить на журналистское образование четыре года. Журналистская программа — это хорошая добавка к какому-то качественному гуманитарному, естественнонаучному или политическому образованию; к какому-то фундаментальному базовому образованию достаточно добавить год, а то и семестр журналистских навыков — этого будет достаточно. Я наблюдал это зрелище в 90-е годы в РГГУ, когда все новые медиа были заняты нашими выпускниками. Журналисты были просто неконкурентоспособны рядом с выпускниками историко-филологического факультета, людьми с живыми мозгами, которых быстро научили журналистике.

Я воспитывался в такой идеологии, где ты учишься для того, чтобы выбрать себе профессию. Сейчас ясно, что ситуация с «профессией на всю жизнь» изменилась, более того, постоянно повторяющаяся формула «по специальности или не по специальности» — это вообще ерунда. 80% выпускников не работают по специальности — это стандарт, само словосочетание «работа по специальности», видимо, уходит из нашего обихода, потому что рынок труда меняется с фантастической скоростью. Поступая в учебное заведение, человек не может знать, будет ли востребована его профессия через 4-5 лет. Поэтому обучение становится постоянным, возникает необходимость в обучении и переобучении, и это создает совершенно другую логическую ситуацию.

— Понятно, что это пока небольшой феномен, но сайты и издания, которые занимаются популяризацией науки — это результат того, что люди тянутся к самообразованию? Стоит ли университетам призадуматься?

– Университеты упустили огромный рынок, они не видят гигантской потребности, находящейся рядом, и этот рынок заполняется инициативами. Хорошим университетам было бы что предложить в области популяризации программ — я сейчас пытаюсь наладить сотрудничество между замечательным сайтом «Арзамас» и университетом, где я в Москве работаю. Может быть, получится, и это станет пионерским проектом в области сотрудничества между университетом и неформальной образовательной просветительской программой. У меня есть чувство, что университет из-за косности и консерватизма без боя сдает огромный рынок.

— Университет, завоевывая этот рынок, должен подстраиваться под требования миллениалов — короткие тексты, видео? Или умение читать длинный текст все еще важно?

– С одной стороны, высшее образование должно учитывать мнение аудитории, с другой — способность прочесть длинный текст — это очень важная наука. Мы с моими коллегами в РАНХиГС разработали программу «Great box», в которой студенты должны за 4 года прочитать 21 книгу из разных областей знания: художественной, философской, экономической. Все это раскидано по семестрам, но читать книги нужно целиком. И это дает замечательный эффект, я вижу, как наши первокурсники с полным чувством собственного достоинства при встрече со своими одноклассниками говорят, что уже читали «Республику» Платона. И это совершенно не противоречит тому, о чем вы говорите: короткому мышлению, способности быстро переключать внимание и прочее.

Андрей Зорин

Фото: © Денис Волков

— Вы упомянули важную вещь — фактчек. Я замечал это в дискуссиях об истории — такое ощущение, что это отходит на второй план и становится важнее, к кому слушатель испытывают эмоциональную симпатию, неважно что человек говорит.

– Это вообще природа человека — тот, кому ты расположен, кажется тебе более убедительным. Тем не менее, любой разговор исходит из того, что есть зона, по поводу которой дискуссии быть не может. Можно спорить, было ли Бородинское сражение победой русской армии или поражением — это абсолютно легитимные разные точки зрения. Но нельзя спорить с тем, что русские войска в битве отступили и сдали Москву; если говорить, что этого не было, то спорить бессмысленно. Вполне допустима точка зрения — ее отстаивал Лев Толстой — что это была величайшая победа, которая стала в русской историографии господствующей. Очень может быть. Тем не менее было решение отходить, Москву оставить, а французы были разгромлены и отброшены за государственные границы Российской Империи после этой битвы. Есть факты, и если мы не признаем их логики, то нам не о чем говорить.

— А что делать с фактчеком, когда к истории обращаются, например, политики? Нельзя ведь в прямом эфире, например на дебатах, проверить достоверность их слов?

– Правильно, этим эффектом пользуются политики на протяжении многих лет. На это есть экспертное сообщество, правда, оно находится в плохом состоянии и, отчасти по собственной вине, перестало вызывать доверие.

Оксфордский словарь выбрал словом 2016 года — post-truth, то есть «постправда», «после истины». По подсчетам американских журналистов, 70% из того, что в предвыборной кампании говорил Дональд Трамп, было или просто ложью, или частичной ложью. Интересно то, что огромная часть голосовавших за него знают, что он говорит неправду. Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности, в котором есть много опасного.

*В 2016 году на премии «Просветитель» Андрей Зорин получил специальную награду «Просветитель просветителей» за книгу «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века»

— О вашей книге.* Вы говорили, что, изучая архив Муравьева, обнаружили, что он испытывает одновременно две эмоции, потому что является семьянином и дворянином, по-разному реагируя на события, которые происходят в его жизни. Как вам кажется, случается ли то же самое сейчас в интернете, есть ли роль человека онлайн и оффлайн?

– Оффлайн и онлайн соотношение — это частный случай. В книге есть теоретическая модель, в которой я стараюсь описать ситуацию конфликта разных ценностных и эмоциональных систем. Человек все время живет «с этой стороны так, а с этой так», один и тот же человек может себя ощущать Дон Жуаном, покоряющим женские сердца, романтически влюбленным в одну женщину, да еще и верным семьянином, все это одновременно. Вопрос в том, до какой степени у него есть потребность быть единым, до какой степени ему легко переходить из одной зоны в другую, как он навигирует внутри них. Здесь всегда интересна конкретная навигация человека в условиях «между».

— Вы также писали о влиянии текстов разных произведений на эмоции человека, когда он примеряет на себя какого-то героя. Сейчас много говорят о конкуренции книги с сериалами, телевизором. Поп-культурные герои тоже влияют на эмоции человека?

– Конечно, просто я писал о литературной культуре, но вообще институты, производящие набор символических образов и чувств, которые человек потребляет, разнообразны: искусство, литература, мифология, религия, идеология, ритуальные практики, повседневная жизнь и, конечно, в последнее десятилетие — СМИ. Очевидно, что они оттесняют традиционные книжные образцы на второй и третий планы. На сегодняшний день книга почти перестала функционировать в качестве значимой эмоциональной матрицы; может быть, серьезное кино еще функционирует в этом плане, а литература — не уверен.

— Людям в принципе все равно — документальная или художественная книга, они в любом случае воспринимают это как поведенческую роль?

– Документальная литература по своей природе менее к этому приспособлена, потому что она, а тем более документальное кино — это то, что заведомо происходит с кем-то другим. Весь эффект художественного произведения — в отождествлении себя с героем; ты смотришь на него и воспринимаешь рассказ о другом человеке как рассказ о себе. Сделать это с героем документального произведения можно, но гораздо труднее, потому что документалистика привязывает к факту, четко тебе указывает, что разговор не о тебе, а о каких-то других персонажах.

«Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности»

— В каком отношении находятся эмоции и слова, которые их описывают? Например, в татарском языке есть несколько слов, которые, как считается носителями, не переводятся на другие языки. Почему так происходит — народ думает, что у них есть уникальные эмоции?

– Я не касался лингвистической стороны, у меня ничего не написано о непереводимости понятий, в книге употребляется слово «переживание», которое, кстати, не переводится на английский и французский языки, хотя в русском языке является калькой с немецкого. Таких случаев непереводимости много, но в слове могут конденсироваться важные эмоциональные матрицы: такое количество работ написано о русской тоске, как специфически не переводимом переживании, культурном образе, который стоит за этим чувством. Есть близкие по смыслу слова, например, английское longing, но это не вполне то.

Другое дело, что слово как таковое редко может служить эмоциональной матрицей, словообразцом для восприятия, слово очень абстрактно, важнее не лексема, а случай употребления. Мы не просто так думаем о любви, а слышим использование этого слова, и какие-то конкретные использования. В XVIII-XIX веке, например, формула «Я вас люблю» означала предложение руки и сердца, и за этим не было никакого другого варианта, точка. Сейчас это словосочетание не имеет такого значения: если ты соберешься предложить руку и сердце, то тебе надо говорить какие-то другие слова, эти не годятся.

Связь такая есть, об этом много написано, если только мы не считаем, что человек, который не принадлежит к этому народу, не способен испытывать это чувство, — конечно, он способен. А то, что для этих чувств языковое сообщество нашло специфическое слово, указывает на то, что для него оно может быть значимей, чем для других людей.

— В книге подчеркивается, что исследование касается «образованного человека» — это является водоразделом?

— В этот период у русского образованного человека была другая эмоциональная культура, чем у крестьян. Мне говорили что я отказываю крестьянам в свободной жизни — ничего подобного, просто у них были другие каналы. Конечно, русскому, французскому или английскому дворянину было легче понять эмоции друг друга, чем русскому дворянину — крестьянина. Они могли находиться на одном уровне, но в настолько разных культурных мирах, что образы чувств были разные.

Та модель, которую я строю, состоит в том, что эмоции — это, прежде всего, коллектив, потому что эмоциональные матрицы значимы для определенных групп людей, эмоциональных сообществ. Вопрос в том, что каждый человек принадлежит ко множеству разных эмоциональных сообществ. И поэтому эти системы всегда сложно устроены, и ты маневрируешь среди разных сообществ, собираешь индивидуальную эмоцию из набора коллективных образцов. Поэтому здесь не может быть противопоставления, не может быть индивидуальной эмоции, в которой не было бы коллективного. Но она у тебя своя, потому что набор тех коллективных эмоций, которые ты приспосабливаешь к конкретной ситуации, всегда разный.


Алексей Владимирович Баранов 19 янв 17, 20:02
+1 0

О Кастах

Учителя и Врачи (От Бога) - одна Каста: Брахманы.


Алексей Владимирович Баранов 28 авг 16, 09:02
0 0

Как понять, что тебе врут?

Как понять, что тебе врут?


Алексей Владимирович Баранов 1 июн 16, 23:46
0 0

Исследования Психотерапии



По данным многолетнего исследования, проводимого в Стенфордском университете, изучавшем эффективность работы психотерапевтов и ее зависимость от гендера (Willia
ms A. Scott D. 2017), было выяснено, что вопреки сложившемуся мнению, наиболее продуктивными и эффективными в своей профессии являются психологи женщины в возрасте от 27 до 35 лет, практикующие психодинамический подход, не имеющие детей и семью с достаточно свободными взглядами на мораль и нравственность. Результаты повергли в шок научное сообщество. Но объективность проделанной работы неоспорима.
По материалам "Universum"


Алексей Владимирович Баранов 2 апр, 11:01
0 0

Новая Парадигма Развития Общества

Тупик Старых Парадигм:
https://youtu.be/UmvmUYGE3PE
Коротко:
Раньше Общество должно было процветать за счёт:
- репрессий людей с нарушенной системой ценностей (асоциально-криминальные и прочие девиантные способы поведения);
- голодующих, неприспособленных к царящим в капиталистическом обществе Рыночным Отношениям.

Параллели просматриваются в Парадигмах Экономической Теории:
- Марксистской (Политэкономия);
- Монетаризма.

 

В Дальнейшем Общество Будет Процветать из-за:
- Привлечения Психологов для работы с Неугодными;
- Обучения "Неудачников" Психотехнологиям.


Алексей Владимирович Баранов 18 май 16, 09:25
0 0

Новости Науки: Синтетические клетки могут помочь в охоте за инопланетной жизнью


Идентификация ключевых генов, необходимых для жизни, может не только раскрыть секреты того, как биология получила свое начало на Земле, но и помочь ученым в охоте за жизнью за пределами нашей планеты.

 В новом исследовании команда ученых из Института Джона Крейга Вентера описала создание бактериальной клетки, содержащей всего 473 гена (наименьший из известных миниатюрный биологический код репликационной клетки встречающийся в природе), способной к саморепликации.

Анализ клеток, известных как JCVI-syn3.0, может помочь ученым отмотать эволюционные часы и выявить процессы, создавшие жизнь на Земле и, потенциально, в других мирах.

«Мы можем изучить некоторые процессы, которые происходили в ранней эволюции», – сказал микробиолог Клайд Хатчинсон, ведущий автор публикации.

«Очень интересно смотреть на различные гены, которые сейчас существуют, но еще интереснее выбрать из них те, которые способны собрать живые, функционирующие, самовоспроизводящиеся клетки, и понять, откуда они когда-то давно взялись и как развивались. На мой взгляд, если есть все необходимые химические составляющие, то они всегда собираются вместе, чтобы сформировать фундаментальные строительные блоки аминокислот и основ ДНК и РНК. Так что я уверен, что жизнь неизбежна везде, где эти вещества присутствуют, и мы найдем ее повсеместно во Вселенной, когда сможем получить подтверждение их наличия далеко от Земли», – добавил основатель института Крейг Вентер.

Поскольку ДНК можно представить в виде последовательности единиц и нолей, а затем отправить и воспроизвести ее в любом месте, ученые считают, что если бы они смогли отправить аппарат по идентификации ДНК на другие планеты, то при обнаружении аналогичных цепочек, их код достиг бы Земли со скоростью света.


Алексей Владимирович Баранов 28 мар 16, 01:46
0 0

Мотивационная статья



Джеймс Алтучер – инвестор, серийный предприниматель и писатель. В своем блоге он подвергает сомнению устоявшиеся истины и предлагает альтернативы.

Вот какие дела: я был на нуле несколько раз, возвращался к жизни несколько раз, делал это снова и снова. Я начинал новые карьеры. Люди, знавшие меня тогда, не знают меня сейчас.
Мне несколько раз приходилось менять карьеру. Иногда потому, что мои интересы менялись. Иногда потому, что я уже сжег за собой все мосты, иногда – потому, что мне ужасно нужны были деньги. А иногда просто потому, что я ненавидел всех людей, с кем мне приходилось работать по моей старой профессии, или они ненавидели меня.

Есть и другие способы изменить себя, так что относитесь ко всему, что я говорю, с долей скепсиса. Это просто то, что сработало для меня, а как я видел впоследствии, сработало для еще нескольких сотен людей. Я видел это в интервью, в письмах, которые люди мне писали, за последние двадцать лет. Вы можете тоже попробовать – а можете и не пробовать.

1) Изменение себя никогда не прекращается.

Вы меняете себя каждый день. Всегда что-то движется. Но каждый день вам предстоит решать: идти вперед или назад.

2) Надо начинать с нуля.

Все категории из прошлой жизни – лишь тщеславие. Вы были врачом? Вы учились в элитном университете? У вас были миллионы? У вас была семья? Никому нет дела. Вы потеряли все. Вы – ноль. Не пытайтесь доказать, что вы что-то большее.

3) Вам нужен ментор.

Иначе вы пойдете на дно. Кто-то должен показать вам, как двигаться и как дышать. Но не волнуйтесь насчет поиска ментора (читайте дальше).

4) Три типа менторов.

Прямой. Человек, который рядом с вами, который покажет, как это удалось ему. Что «это»? Подождите. Кстати, менторы – это не гуру из фильмов о каратистах. Большинство менторов вас будут ненавидеть.

Косвенный. Книги. Фильмы. 90% менторства можно получить за счет книг и других материалов. 200-500 книг равны одному хорошему ментору. Меня все спрашивают: «Какую книгу прочесть?» Я не знаю ответа. Вы найдете от 200 до 500 хороших книг, которые вам стоит прочесть. Читайте вдохновляющие книги. Каковы бы ни были ваши убеждения, каждый день укрепляйте их через чтение.

Ментор – это все, что угодно. Если вы на нуле и горите желанием изменить себя, все, на что вы посмотрите, станет метафорой того, чего вы хотите добиться. Дерево, которое вы видите, и корни, которые вы не видите, с подземной водой, питающей его – это метафора компьютерного программирования, если вы свяжете все воедино. И все, на что вы посмотрите, будет связываться воедино.

5) Если у вас нет страсти к чему-либо, не волнуйтесь.

У вас есть страсть к здоровью. Начните с этого. Идите маленькими шажками. Чтобы преуспеть, не нужна страсть. Делайте свое дело с любовью, и успех будет естественным симптомом.

6) На изменение себя потребуется пять лет.

Вот как пройдут эти годы:

Первый год: вы мечетесь, читаете все подряд и просто начинаете что-то делать.

Второй год: вы знаете, с кем нужно говорить, с кем налаживать связи. Вы занимаетесь делом каждый день. Вы видите карту своих будущих путешествий.

Третий год: вы уже достаточно хороши, чтобы зарабатывать деньги. Но может быть, на жизнь их пока не хватает.

Четвертый год: вы хорошо зарабатываете.

Пятый год: вы сколачиваете состояние.

Иногда годы 1-4 вызывают у меня расстройство. Я думаю: «Почему оно никак не случится?» Я бью кулаком по стене, мне больно, я бросаю на пол кокосовый орех, это такой странный ритуал. Это нормально. Просто продолжайте. Или прекратите и выберите новое поле. Это не важно. В конце концов, вы все равно умрете, и тогда измениться будет уже трудно.

7) Если вы делаете это быстрее или медленнее, значит, вы делаете что-то не так.

Хороший пример – Google.

8) Суть не в деньгах. Но деньги – нормальный показатель.

Когда люди говорят «дело не в деньгах», они должны придумать другой показатель для измерения.

«А может, просто делать то, что любишь?» Много будет дней, когда вам будет неприятно то, что вы делаете. Если вы занимаетесь этим лишь из любви к делу, это займет гораздо больше пяти лет.

Счастье – лишь позитивное ощущение в мозгу. В какие-то дни вы будете несчастливы. Наш мозг – это инструмент. Он не определяет нас.

9) Когда вы можете сказать: «X – вот мое дело!» (X – ваша новая профессия?)

Сегодня.

10) Когда я могу начать заниматься X?

Сегодня. Если вы хотите быть художником, купите холст и краски, начните покупать по очереди свои 500 книг – и начинайте рисовать. Если вы хотите писать, делайте эти три вещи:

– читайте;

– пишите;

– выберите любимого автора и дословно напечатайте ваш любимый его рассказ. Задумайтесь, почему он написал каждое из этих слов. Сегодня он ваш ментор.

Если вы хотите начать бизнес, начните прорабатывать идею бизнеса. Изменение себя начинается сегодня. Каждый день.

11) Как я заработаю денег?

К третьему году вы вложите в новое дело 5000-7000 часов. Это достаточно, чтобы быть в топ-200 или топ-300 во всем мире, какова бы ни была ваша область. А если вы входите в топ-200, то почти в любой области этого достаточно, чтобы заработать на пропитание.

К третьему году вы уже будете знать, как заработать. К четвертому году вы сможете нарастить масштаб и реально заработать. Некоторые люди останавливаются на четвертом году.

12) К пятому году вы войдете в топ-30 или хотя бы топ-50, так что сможете заработать состояние.

13) Что такое «это»? Как понять, чем мне надо заняться?

Это любая область, по которой вы чувствуете себя в силах прочесть 500 книг. Сходите в магазин и найдите ее. Если три месяца спустя вам станет скучно, вернитесь в магазин.

Разочаровываться – это нормально. Затем и нужны провалы. Успех лучше провала, но самые важные уроки мы получаем из провалов.

Очень важно: не надо спешить. За всю свою интересную жизнь вы много раз сможете изменить себя, и много раз вам это не удастся. Это тоже весело.

Много попыток превращают вашу жизнь в книгу рассказов, а не в учебник. Некоторые люди хотят, чтобы их жизнь была учебным пособием. Моя жизнь – к лучшему это или к худшему – это книга рассказов.

Вот почему изменение себя происходит каждый день.

14) Решения, которые вы принимаете сегодня, завтра будут в вашей биографии.

Принимайте интересные решения, и ваша биография будет интересной.

15) Решения, которые вы принимаете сегодня, завтра станут частью вашей биологии.

16) Что, если мне нравится что-то экзотическое? Библейская археология или войны XI столетия?

Повторите вышеописанные шаги, и к пятому году вы сможете быть богаты. Мы не знаем, как. Не нужно искать конец пути, когда вы совершаете только первые шаги.

17) Что, если моя семья хочет, чтобы я стал бухгалтером?

Сколько лет своей жизни вы обещали отдать своей семье? Десять? Всю жизнь? Тогда ждите следующей жизни. Ваш выбор.

Выбирайте свободу, а не семью. Свободу, а не предубеждения. Свободу, а не правительство. Свободу, а не удовлетворение чужих запросов. Тогда вы удовлетворите свои.

18) Мой ментор хочет, чтобы я шел его путем.

Это нормально. Освойте его путь. Затем сделайте по-своему. С уважением.

К счастью, никто не приставляет вам к голове пистолет. Тогда бы вам пришлось выполнять его требования, пока он не опустит пистолет.

19) Мой супруг (супруга) волнуется – кто позаботится о наших детях?

Человек, который меняет себя, всегда находит свободное время. Часть изменения себя – это находить моменты и перекраивать их так, как вы хотели бы их использовать.

20) Что, если мои друзья посчитают меня безумцем?

Что это за друзья?

21) Что, если я хочу быть космонавтом?

Это не изменение себя. Это конкретная профессия. Если вам нравится космос, профессий много. Ричард Брэнсон хотел быть космонавтом и создал Virgin Galactic.

22) А если мне нравится выпивать и тусоваться с друзьями?

Прочтите этот пост еще раз через год.

23) А если я занят? Изменяю супругу или супруге или же предаю своего партнера?

Прочтите этот пост еще раз через два-три года, когда вы будете на мели, без работы и противны всем.

24) А если я вообще ничего не умею?

Прочтите снова пункт 2.

25) А если у меня нет диплома или от него никакого толку?

Прочтите снова пункт 2.

26) А если мне нужно сосредоточиться на выплате ипотеки или другого кредита?

Прочтите снова пункт 19.

27) Почему я все время чувствую себя аутсайдером?

Альберт Эйнштейн был аутсайдером. Никто из облеченных властью людей не нанял бы его на работу. Каждый чувствует себя иногда мошенником. Величайшее творчество рождается из скепсиса.

28) Я не могу прочесть 500 книг. Назовите одну книгу, которую нужно прочесть ради вдохновения.

Сразу бросьте это дело.

29) А если я слишком болен, чтобы менять себя?

Изменение подстегнет все полезные вещества в вашем теле: серотонин, дофамин, окситоцин. Двигайтесь вперед, и может быть, вы не выздоровеете совсем, но станете здоровее. Не используйте здоровье как оправдание.

И наконец, сначала перестройте свое здоровье. Больше спите. Лучше питайтесь. Занимайтесь спортом. Это ключевые шаги к изменению.

30) А если мой партнер меня подставил, и я все еще сужусь с ним?

Бросьте тяжбу и больше никогда о нем не думайте. Половина проблемы была в вас.

31) А если меня сажают в тюрьму?

Прекрасно. Перечитайте пункт 2. В тюрьме прочтите побольше книг.

32) А если я робкий человек?

Сделайте слабость своей силой. Интроверты лучше умеют слушать, сосредоточиваться, у них есть способы внушать любовь к себе.

33) А если я не могу ждать пять лет?

Если через пять лет вы планируете оставаться в живых, можно начать сегодня.

34) Как налаживать контакты?

Стройте концентрические круги. Вы должны быть в середине. Следующий круг – друзья и семья. Потом – онлайновые комьюнити. Потом – люди, которых вы знаете по неформальным встречам и чаепитиям. Затем – участники конференций и авторитеты в своей области. Затем – менторы. Затем – клиенты и те, кто создает богатство. Начните пробираться через эти круги.

35) Что, если мое эго начнет мешать тому, что я делаю?

Через полгода-год вы вернетесь к пункту 2.

36) Что, если страсть у меня вызывают две вещи? И я не могу выбрать?

Соедините их, и вы будете лучшим в мире по этому сочетанию.

37) А если я настолько увлечен, что хочу учить других тому, чему учусь сам?

Читайте лекции на YouTube. Начните с аудитории в одного человека и смотрите, растет ли она.

38) А если я хочу зарабатывать деньги во сне?

На четвертый год начните отдавать на аутсорсинг то, что делаете.

39) Как находить менторов и авторитетов?

Когда вы накопите достаточно знания (после 100-200 книг), напишите 10 идей для 20 разных потенциальных менторов.

Никто из них вам не ответит. Напишите еще 10 идей для 20 новых менторов. Повторяйте это каждую неделю.

Составьте рассылку для всех, кто вам не ответил. Повторяйте, пока кто-нибудь не ответит. Пишите блог о том, как что-то изучаете. Стройте сообщество вокруг того, как вы превращаетесь в эксперта.

40) А если у меня не получается придумывать идеи?

Тогда практикуйтесь в этом. Идейные мускулы склонны атрофироваться. Их нужно накачивать.

Мне трудно дотянуться до кончиков пальцев на ногах, если я не буду делать этого каждый день. Надо делать это каждый день в течение какого-то времени, прежде чем это будет даваться мне легко. Не ждите, что с первого дня у вас будут появляться хорошие идеи.

41) Что еще почитать?

ПОСЛЕ книг можно читать сайты, форумы, журналы. Но большая их часть – мусор.

42) А если я делаю все, что вы говорите, но все равно, похоже, ничего не получается?

Получится. Просто подождите. Продолжайте менять себя каждый день.

Не пытайтесь найти конец пути. Вы не разглядите его в тумане. Но вы можете увидеть следующий шаг, и вы поймете, что если совершите его, то в конце концов дойдете до конца пути.

43) А если я начинаю чувствовать себя подавленно?

Час в день сидите в тишине. Нужно вернуться к своей сути.

Если вам кажется, что это звучит глупо, не делайте этого. Живите дальше со своей депрессией.

44)А если нет времени сидеть в тишине?

Тогда сидите в тишине по два часа в день. Это не медитация. Надо просто сидеть.

45) А если мне станет страшно?

Спите 8-9 часов в сутки и никогда не занимайтесь сплетнями. Сон – первый секрет хорошего здоровья. Не единственный, но первый. Некоторые люди пишут мне, что им нужно только четыре часа сна, или что в их стране тех, кто много спит, считают ленивыми. Эти люди потерпят поражение и умрут молодыми.

Что же до сплетен, то наш мозг биологически запрограммирован иметь 150 друзей. И когда вы общаетесь с одним из друзей, вы можете сплетничать о ком-то из остальных 150. А если у вас нет 150 друзей, то мозг захочет читать журналы со сплетнями, пока ему не покажется, что у него есть 150 друзей.

Не будьте так глупы, как ваш мозг.

46) А если мне все кажется, что у меня никогда ничего не получится?

По 10 минут в день практикуйтесь в благодарности. Не подавляйте свой страх. Замечайте свой гнев.

Но также позволяйте себе быть благодарным за то, что у вас есть. Гнев никогда не вдохновляет, а благодарность – вдохновляет. Благодарность – это мост между вашим миром и параллельной вселенной, где живут все творческие идеи.

47) А если мне постоянно приходится иметь дело с какими-то личными дрязгами?

Найдите других людей, с которыми можно находиться рядом.

Человек, меняющий себя, постоянно будет встречать людей, которые пытаются его подавить. Мозг пугается изменений – это может быть небезопасно. Биологически мозг хочет для вас безопасности, а изменение – это риск. Так что мозг будет подсовывать вам людей, пытающихся вас остановить.

Научитесь говорить «нет».

48) А если я счастлив на своей офисной работе?

Удачи.

49) Почему я должен доверять вам? Вы столько раз терпели поражения.

Не доверяйте мне.

50) Станете ли вы моим ментором?

Вы уже прочли этот пост.


Алексей Владимирович Баранов 28 дек 16, 07:30
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 67

Последние комментарии

Владимир Соколов
Риддик .
Владимир Баранов
Читать

Поиск по блогу

Люди

5 пользователям нравится сайт unesco.su