Алексей Владимирович Баранов предлагает Вам запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»
Вы хотите запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Интегральный Психологический Транскультурный Проект

Блог

Позитивный настрой опасен для вашего здоровья

Позитивный настрой опасен для вашего здоровья

Наконец-то наука всерьёз взялась за оптимистов и сторонников позитивного мышления, которые уже два десятилетия отравляют нормальным людям жизнь. В России вышла книга датского психолога Свена Бринкмана «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать». Эта работа стала ещё одним поводом заявить, что смотреть на жизнь позитивно — мода вчерашнего дня.

Позитив доводит до депрессии

Необходимость постоянно улыбаться и с оптимизмом встречать трудности укоренилась в психологии в конце 1990-х. По факту, «позитивно» к тому времени жила уже значительная часть Северной Америки. Её жители просыпались по утрам, вставали к зеркалу, растягивали лицо в широкой улыбке и твердили себе: «Я всё могу», «Я счастлив», «Я успешен».

Новое тысячелетие американцы встретили при позитивном фашизме. Так психологи называют сторонников теории жизнерадостного взгляда на жизнь и будущее. За считанные годы в стране на 65% выросло потребление антидепрессантов. Вслед за США в число лидеров по продаже психиатрических препаратов вошли и другие страны с американоцентричной культурой: Канада, Австралия.

Всё потому, что установка на позитив фрустрирует человека. Мы не можем всё время улыбаться. При сохранении критических способностей люди всё равно видят диссонанс между реальностью и рисуемой их позитивным мышлением картиной. И это угнетает. Кроме того, позитивная психология требует от человека сильной работы над собственными чувствами: нужно сдерживаться, притворяться, хитрить, что крайне опасно для психического здоровья. Когда же люди всё равно сталкиваются с трудностями или поражениями, их обвиняют в недостаточном позитивном настрое — и к спрятанным эмоциям добавляется комплекс собственной вины.

В своей книге Свен Бринкман ссылается на американского психолога Барбару Хелд, которая утверждает, что для благополучия и даже счастья нужно не улыбаться перед зеркалом, а… ворчать. В своей книге «Хватить улыбаться, начинайте брюзжать» Хелд объясняет, что любители пожаловаться и посетовать на судьбу не просто счастливее, но и успешнее своих неизменно оптимистичных коллег.

На Западе уже известен и изучен феномен депрессии и повышенного суицидального настроения среди посетителей разнообразных тренингов личностного роста. Навязанный, он же выученный оптимизм вреден. А идея о том, что все должны быть лидерами, опасна: у большинства людей нет сильных лидерских качеств. Попадая на подобные тренинги, среднестатистический человек с его проблемами и комплексами вдруг осознаёт себя не соответствующим запросам современного мира. Он пытается быть позитивным, лидерствовать — и при этом видит, что его проблемы не сдвигаются с места.

В США, Западной Европе появилось в психологии целое направление, занимающееся реабилитацией жертв коуч-программ. У нас с этой бедой только столкнулись. Впервые о трагедиях людей, проходящих через позитивные тренинги, заговорили после самоубийства в 2014 году петербургской домохозяйки Оксаны Дмитровской, которая записалась на курсы лидерства по программе «Международного сотрудничества креативного коучинга». Дмитровская рассчитывала, что тренинг сделает её талантливым бизнесменом и она сможет осуществить давнюю мечту — открыть кейтеринговое агентство. Смерть петербурженки вскрыла и другие трагедии. Люди по природе своей редко бывают оптимистами и лидерами. Поэтому для большинства настрой на позитив несёт угрозу здоровью. Это первое.

Вера в лучшее тормозит карьеру

Позитивные тренинги и позитивное лидерство опасно для бизнеса. Бринкман в своей книге пишет о том, что стремление к позитиву в корпоративной культуре приводит к снижению критики и порождает у сотрудников боязнь выступать с предложениями.

Надо сказать, что западный деловой мир вслед за частными лицами уходит от позитивных коучей, которые берутся помочь сделать из работника лидера. Идёт в мире и отказ от тим-билдинга. Потому что в развитых странах успели понять: вынужденный оптимизм наносит бизнесу серьёзный ущерб, ведь сотрудники просто боятся делать замечания, предлагать варианты на случай неудачного развития событий, так как в этом случае их сразу обвинят в неумении быть позитивными.

В России коучи ещё живы, и они обходятся бизнесу дорого. В нашей стране в описаниях вакансий от кандидатов до сих пор часто требуют позитивного настроя, и его же почти все указывают в числе своих положительных черт в резюме. На Западе же всё больше кадровых агентств отказываются с такими соискателями даже разговаривать. Потому что позитив больше не моден.

Сегодня нужно быть трезвым, смотреть на жизнь реалистично и, по возможности, с долей пессимизма.

Пессимисты успешнее в карьере и творчестве. Именно так! Во-первых, они просчитывают все риски. Во-вторых, пессимисты, раздражённые или обозлённые люди, как ни странно, не склонны опираться только на имеющиеся у них знания — они всегда предполагают наличие неизвестной им информации и ищут её. В Университете Южного Уэльса в Австралии учёные доказали, что люди, находящиеся в состоянии счастья или хорошем расположении духа, плохо отличают правду от вымысла, не могут скептически смотреть на проблемы и доверяют любым утверждениям. Не лучшее качество для бизнесмена или учёного. Кроме того, доказано, что состояние гнева или раздражённости с точки зрения креатива более продуктивно, чем оптимизм и бодрость. Счастливый, улыбающийся человек выдаёт меньше оригинальных идей.

Ипохондрики доживают до старости

Пессимисты здоровее и дольше живут, потому что прогнозируют риски. Оптимист не пристёгивает в машине ремень безопасности, не ходит вовремя к врачам и не следит за тем, что он ест. Пессимист же строит свою жизнь с учётом всех возможных сложностей. Примечательно, что с возрастом опасность оптимизма для здоровья возрастает. В 2013 году Американская ассоциация психологов опубликовала статью немецкого учёного Фридера Ланга, который показал, что оптимизм среди пожилых оборачивается высоким риском смерти или получения инвалидности в ближайшие десять лет. Ланг исследовал жизни сорока тысяч пенсионеров и пришёл к выводу, что те из них, кто с оптимизмом смотрел в будущее, на 9,5% чаще сверстников-пессимистов или реалистов становились инвалидами и на 10% чаще сталкивались с угрозами для жизни, такими, как несчастный случай или сердечный приступ.

Оптимизм и навязанная позитивность таят в себе ещё одну опасность: у тех, кто учится подавлять гнев и неудовлетворённость, риски скончаться от сердечной недостаточности в три раза выше, чем у любителей выплеснуть недовольство наружу .

Так что пессимизм продлевает жизнь. А дольше и здоровее всех живут ипохондрики. Вопреки распространённым мифам, век человека сокращают не плохие мысли о болезнях, а отсутствие таких мыслей. Оптимисты реже ходят к врачам, годами не обращают внимания на первые симптомы тяжёлых недугов. В то время как ипохондрики регулярно проходят обследования, следят за приёмом лекарств и обращаются к врачу при любом отклонении в их организме. На несколько ложных тревог ипохондрика приходится одна правильная. Точно такие же приятные бонусы в виде дополнительных шансов на долгую жизнь ждут невротиков. Принято считать, что они рано умирают от стрессов и антидепрессантов. Но оказалось, что невротики живут долго, потому что любят ходить по врачам и многие болезни ловят на ранних этапах.

Нестись вслепую навстречу приключениям

В общем, показному оптимизму и вечному позитиву скоро придёт конец. Человечество нашло в себе силы признаться: жизнерадостные люди удобны лишь для окружающих, ведь они легки в общении и не требуют деликатного подхода. Для самого себя же оптимист опасен. Потому что он меньше живёт, хуже зарабатывает и раньше останавливается на карьерной лестнице.

Заученный оптимизм часто приводит к депрессии, а прирождённый — говорит о возможном низком интеллекте его носителя. Жизнь и наука доказывают нам, что успешнее, дольше и счастливее живут реалисты. Которых в современной культуре принято считать жертвами пессимизма. Виной всему позитивная догма. Тот самый позитивный фашизм, призывающий людей зажмуривать глаза, растягивать рот в улыбке и нестись вслепую навстречу неприятностям. Они считают, что видеть опасность за углом — значит плохо работать над собой. В глазах сторонника позитивной теории реалист — этот тот, кто не может воспитать в себе оптимиста.

Но предугадывать проблемы и готовиться к ним — это нормально. В мире очень мало пессимистов. В основном его населяют оптимисты и реалисты. Просто в последние двадцать лет сторонники безудержного позитива пользовались правом клеймить любого, кто ставил под сомнение неизбежность долгой и счастливой жизни.

Теперь пришла пора выйти на сцену пессимистам и объяснить наконец, что они на самом деле реалисты и просто умеют трезво смотреть в будущее.


Алексей Владимирович Баранов 2 дек 17, 15:32
+3 1

МИХАИЛ ЛИТВАК: ВАШ ЧЕЛОВЕК ВАС НАЙДЕТ

И запомните, в любви не бывает драм, в любви бывают огорчения.

 
Михаил Литвак: ВАШ человек вас найдет!

Совсем недавно вышла новая книга М.Е.Литвака “Мужчина и Женщина”. И сегодня мы решили поговорить на тему отношений. Публикуем интервью с Михаилом Ефимовичем Литваком.

1. Михаил Ефимович, Вы всегда говорите, что все мы рождены, чтобы стать первыми. В плане самореализации — это, конечно же, верно, но вот как уживаться мужчине и женщине, когда каждый из них стремится занять позицию лидера?

Ну, каждый же лидер в своём деле. И вы можете дополнять друг друга. Мужчина может быть писателем, а его женщина переводчиком, или она — юрист, он — строитель. Таким образом, каждый занят своим делом. Это, наоборот, помогает отношениям.

2. А что такое любовь? Как понять, что это не просто увлечение, влюблённость, а именно то самое настоящее чувство?

Я пользуюсь определением Э.Фромма — “Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви”. У нас часто используют слово “любовь”, а под этим понимают всё что угодно только не это чувство. Но если вы вдумаетесь в это определение, вы поймете, что здесь главное не то,что некого любить, а дело вдругом, умеете ли вы любить.

И запомните, в любви не бывает драм, в любви бывают огорчения. Ты принял мою любовь — это хорошо,я могу тебя развивать, не принял — тебе же хуже. Кстати, и все тренинги основаны на любви. Я люблю своих слушателей, рассказываю о том, как им стать лучше. Если примут мои советы, всё у них будет хорошо. Если нет, ну что делать, я никого ни к чему не принуждаю и не держу.

3. Вы часто пользуетесь таким термином как “наркоманическая любовь”. Раскройте смысл этого понятия.

Наркоманическая любовь — это болезнь. Наркомания  — болезненное пристрастие к чему-либо. Вот,например, алкоголизм. Человек понимает, что это вредно, но его тянет.

Так и в отношениях. Излечится от этой болезни очень просто. Надо развиваться самому и приобретать нужные тебе качества, чтобы не зависеть от другого человека.

4. В вашей новой книге есть глава “Искусство выбора партнёра”, расскажите, пожалуйста, ещё раз о критериях этого выбора.Когда мы что-то выбираем, мы должны все просчитать. Какие мы имеем потребности? 

Основных пять: пищевой инстинкт, оборонительный, чувство собственной значимости и сексуальный инстинкт. Партнёр должен удовлетворить все эти ваши потребности.

Нужно смотреть достаточно ли развит он для этого. А если не развит, зачем с ним связываться? Тогда он будет на вас паразитировать. Ещё, конечно же, надо знать себе цену, определить сколько вы стоите. И тогда можно выбирать партнёра, равного вам по цене. А стоимость определяется тремя параметрами: то, что представляет из себя человек на данный момент, связи и его будущее. Надо все это просчитать.

Давайте отвлечёмся от любви и поговорим о стоимости картины. Ну, например, был такой художник Модильяни, он продавал свои картины за пол-литра водки, а сейчас они стоят миллионы. Только стоимость то картины и тогда и сейчас была одинакова. Просто сначала этого не понимали.

Касаемо связей, подчеркну —  это не блат, это то, что нас связывает по рукам и ногам. Ну и будущее. В общем, сколько человек стоит? Это определяется наличием квартиры, машины, уровнем материального достатка, а связи, чем их меньше, тем лучше. Ведь связи — это все наши предрассудки, расовые, сословные и т.д. И, если они участвуют в выборе партнёра, в построении семьи, ничего толкового не будет.

5. Ну, все-таки, наверное, при выборе партнёра нужно слушать своё сердце?

Будете слушать своё сердце, совершите ошибку. Эмоции никогда толком ничего не скажут. Эмоциональный человек — это глупый человек. Ну, например, я вышел не на той остановке, все мненезнакомо вокруг, растерялся, но тут же собрался и сел в следующий транспорт, а если я эмоциональный, значит плохо соображаю, значит не смогу успокоиться и понять, что мне делать дальше.

6. А вот мы затронули тему межнациональных отношений. Какие есть плюсы и минусы?

Если у вас есть предрассудки, они могут все разрушить.

7. Михаил Ефимович, сейчас современный человек уже не представляет себя без интернета, здесь мы можем найти все: и различные курсы по самообразованию, и книги, и нужные нам контакты. И даже свою вторую половинку. А как вы относитеськ интернет-знакомствам и действительно ли это хорошее место для завязывания отношений?

К таким знакомствам я отношусь отрицательно. Потому что в интернете ты человека не узнаешь, а написать он может  что угодно. Знакомиться надо во время совместной работы. Там ты узнаешь человека в деле.

8. Получается примеры счастливых отношений, которые начались со знакомства в интернете, просто исключения из правил?

По моему мнению да. Я больше знаю отрицательных примеров знакомств в интернете.

9.Расскажите, какие факторы сближают мужчину и женщину, а какие их отдаляют друг от друга?

Сближают мужчину и женщину прежде всего общие интересы и мировоззрение. На втором месте — общие гастрономические вкусы. На третьем месте стоит секс. На четвёртом — желание гладить. Все эти 4 фактора очень важны. Но самое важное то, что стоит на первом месте, это общие интересы. Тогда двое людей смотрят в одну сторону. А это очень важно.

10. Раскройте смысл такого термина как “психологический развод”.

Это такой психологический приём, который  придуман мною. Суть его заключается в том, что я внутренне развожусь со своей женой. Но ничего ей не говорю. Родился он из практики. Одна женщина, жительница небольшого городка, так сильно переживала из-за измен мужа, что в итоге  попала ко мне в клинику с нервным расстройством. Разводиться она не хотела, мысли “что подумают люди”, общая квартира и т.д. Ну я ей и предложил “психологический развод”. Я сказал ей: “Считай любовницу женой, а себя любовницей. Только к жене он ходит 2 раза в неделю, а к любовнице 5 раз. Жене носит зарплату, любовнице подарки”. В общем, она воспользовалась моим советом, перестала к нему приставать. А он перестал уходить из дома. Потом я так подумал, что “психологический развод” это норма жизни.

Я должен понимать, что в любой момент моя жена может сказать мне:

“Я тебя больше не люблю и хочу с тобой расстаться”. Что надо сделать? Пожелать ей счастья. И поблагодарить за те годы жизни, которые она подарила. Погоревать немного и искать себе другую. А она пусть будет счастлива. Многие мечтают о вечном браке. Но вечного ничего нет. Всё каждый раз обновляется.

Как сказал Гераклит “Невозможно войти в одну реку дважды”. Я перефразировал — невозможно дважды провести ночь с одной и той же женщиной. И прожить с ней же всю жизнь. Т.е. каждый раз мы меняемся, мы уже другие. И по сути дела каждый день я живу уже с другой женщиной, если я хорошо соображаю и вижу эти изменения. Если я плохо соображаю, то мне кажется, что я живу всю жизнь с одной и той же, а это мука.

11. Т.е., используя технику “психологический развод” у нас пропадают претензии к партнёру, а соответственно и отношения крепче становятся без взаимных упреков. Но всегда ли срабатывает такой прием?

Конечно всегда. Это закон природы. Живите для себя. Базовая любовь — это любовь к себе. 

Дети вырастут, с женой или мужем можно разойтись, с работы можно уволиться. А от себя никуда не денешься. Кто себя не любит, у того нет никаких шансов на взаимную любовь. Разве можно любимому человеку навязать что-то плохое. Любимому человеку нужно только дарить себя любимого.

12. А возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?

Что ямогу сказать. Дружбы вообще нет как таковой. Ещё Пушкин писал: “Врагов имеет в мире всяк, а от друзей спаси нас боже”. Дружбы нет. А между мужчиной и женщиной тем более. Есть сотрудничество. Когда есть общее дело.

13. Вы всегда говорите, чтобы встретить достойного партнёра надо самому быть личностью. Назовите, пожалуйста, три составляющих личности по вашему мнению.

Это три фактора. Ваш заработок, здоровье и духовное развитие. Читайте книги, думайте, посещайте семинары, учите логику, философию.

14. Если бы вы могли дать один совет для мужчины и для женщины, что бы вы сказали?

Занимайтесь собой. А ваш человек вас найдет. Когда вы вырастите, вы будете более заметны с далёких мест.

Текст и фото — Елена Митяева


Алексей Владимирович Баранов 27 фев 17, 08:00
+1 0

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Фото: © Денис Волков

Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, формула «работать по специальности» давно устарела, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов — как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин. В интервью «Теориям и практикам» он рассказал, что делать с переизбытком информации, какие факультеты должны умереть и почему его исследование эмоциональной культуры касается именно образованного человека.

* Беседа состоялась в Казани на Зимнем книжном фестивале, куда Андрей Зорин приехал при поддержке Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

 

— На ютубе можно увидеть гигабайты видео, где людям на улицах задают базовые вопросы из школьной программы и многие не могут на них ответить. Для вас как преподавателя это является критерием оценки студента?

— Я не делаю предположений касательно того, что должен знать студент, потому что они не оправдываются. Это не значит, что студенты темные и необразованные люди. Кто-то знает в одной области, кто-то — в другой, единые критерии оценки образования сейчас размыты. Легкая доступность информации, которая добывается одним щелчком, снимает проблему «что я помню, а что знаю». Речь идет о способности думать, видеть мир исторически, понимать какие-то вещи, находить информацию, работать с ней.

В подобной передаче какая-то девушка сказала, что Сталин жил в XVII веке: мне кажется, проблема здесь не в том, что она не знает, когда жил Сталин, а в том, что она не знает, что такое век. Это более серьезная вещь — ей непонятно, что такое история. Образование прежде всего должно быть ориентировано на понимание, самостоятельную работу с источниками и знаниями, развитие умственных и интеллектуальных навыков.

Кроме того, мы имеем дело с гигантским переизбытком информации. Колоссальная проблема сегодняшнего студента — он не может отличить минимально достоверную информацию от недостоверной вообще. Нет культуры различения фейка. Когда студенты мне сообщают исторический факт, я прошу их назвать источник — они теряются, потому что им непонятен сам вопрос.

— То есть для них все то, что есть в интернете — правда?

– По крайней мере, равноценно и равносильно. Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать, усваивать, обрабатывать.

— Мечты про то, что интернет поможет распространить знания — не сбылись?

— Никакая технология не обеспечит всеобщего счастья, это все странные фантазии 60-х годов: будет термоядерная энергия — тогда все станут счастливы. Другой вопрос, что интернет — необыкновенно удобная вещь. Электричество не сделало человека счастливее, но сейчас нам без него трудно жить. Да, интернет помогает найти информацию, сокращает время на поиски; я работаю в одном из лучших университетов мира, у нас потрясающая библиотека, где за полчаса можно добыть любую нужную книгу. Тем не менее, я читаю с монитора, это все-таки экономит время: более быстрые маневры, навигация по источнику, это повышает возможность самостоятельной работы с информацией, снижая роль посредников.

— Еще одна проблема студентов, которую широко обсуждают — короткая историческая память. Плохо ли это, что с этим делать?

– В какой-то степени. Эти люди родились и выросли после гигантского исторического разлома, для них все, что было до 1991-го года, покрыто паутиной. Об этом много написано в русской литературе применительно к людям после 1917-го года: то, что было до революции, они просто не понимали.

С одной стороны, ну, Атлантида утонула и утонула, а с другой стороны, это опасно, потому что провоцирует ностальгию, делает молодых людей падкими на фальшивые рассказы.

«Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать»

— Не кажется ли вам, что высшее образование не понимает, как встроиться в рынок труда, и слабо понимает, зачем существует?

– Проблема высшего образования в том, что оно должно решать разные задачи одновременно, а некоторые из них — взаимоисключающие. Высшее образование не слышит потребности рынка труда, но самое худшее, когда кто-то сверху говорит: «больше нам не нужны экономисты — нужны инженеры». К тому времени, когда будут программы для подготовки инженеров, их обучат и выпустят, они перестанут быть нужны рынку. Очень неверная идея — проблему соотношения образования с рынком труда нельзя решить административными корректировками.

— То есть некоторые факультеты давно должны были умереть?

– Да, например, нет никакого смысла тратить на журналистское образование четыре года. Журналистская программа — это хорошая добавка к какому-то качественному гуманитарному, естественнонаучному или политическому образованию; к какому-то фундаментальному базовому образованию достаточно добавить год, а то и семестр журналистских навыков — этого будет достаточно. Я наблюдал это зрелище в 90-е годы в РГГУ, когда все новые медиа были заняты нашими выпускниками. Журналисты были просто неконкурентоспособны рядом с выпускниками историко-филологического факультета, людьми с живыми мозгами, которых быстро научили журналистике.

Я воспитывался в такой идеологии, где ты учишься для того, чтобы выбрать себе профессию. Сейчас ясно, что ситуация с «профессией на всю жизнь» изменилась, более того, постоянно повторяющаяся формула «по специальности или не по специальности» — это вообще ерунда. 80% выпускников не работают по специальности — это стандарт, само словосочетание «работа по специальности», видимо, уходит из нашего обихода, потому что рынок труда меняется с фантастической скоростью. Поступая в учебное заведение, человек не может знать, будет ли востребована его профессия через 4-5 лет. Поэтому обучение становится постоянным, возникает необходимость в обучении и переобучении, и это создает совершенно другую логическую ситуацию.

— Понятно, что это пока небольшой феномен, но сайты и издания, которые занимаются популяризацией науки — это результат того, что люди тянутся к самообразованию? Стоит ли университетам призадуматься?

– Университеты упустили огромный рынок, они не видят гигантской потребности, находящейся рядом, и этот рынок заполняется инициативами. Хорошим университетам было бы что предложить в области популяризации программ — я сейчас пытаюсь наладить сотрудничество между замечательным сайтом «Арзамас» и университетом, где я в Москве работаю. Может быть, получится, и это станет пионерским проектом в области сотрудничества между университетом и неформальной образовательной просветительской программой. У меня есть чувство, что университет из-за косности и консерватизма без боя сдает огромный рынок.

— Университет, завоевывая этот рынок, должен подстраиваться под требования миллениалов — короткие тексты, видео? Или умение читать длинный текст все еще важно?

– С одной стороны, высшее образование должно учитывать мнение аудитории, с другой — способность прочесть длинный текст — это очень важная наука. Мы с моими коллегами в РАНХиГС разработали программу «Great box», в которой студенты должны за 4 года прочитать 21 книгу из разных областей знания: художественной, философской, экономической. Все это раскидано по семестрам, но читать книги нужно целиком. И это дает замечательный эффект, я вижу, как наши первокурсники с полным чувством собственного достоинства при встрече со своими одноклассниками говорят, что уже читали «Республику» Платона. И это совершенно не противоречит тому, о чем вы говорите: короткому мышлению, способности быстро переключать внимание и прочее.

Андрей Зорин

Фото: © Денис Волков

— Вы упомянули важную вещь — фактчек. Я замечал это в дискуссиях об истории — такое ощущение, что это отходит на второй план и становится важнее, к кому слушатель испытывают эмоциональную симпатию, неважно что человек говорит.

– Это вообще природа человека — тот, кому ты расположен, кажется тебе более убедительным. Тем не менее, любой разговор исходит из того, что есть зона, по поводу которой дискуссии быть не может. Можно спорить, было ли Бородинское сражение победой русской армии или поражением — это абсолютно легитимные разные точки зрения. Но нельзя спорить с тем, что русские войска в битве отступили и сдали Москву; если говорить, что этого не было, то спорить бессмысленно. Вполне допустима точка зрения — ее отстаивал Лев Толстой — что это была величайшая победа, которая стала в русской историографии господствующей. Очень может быть. Тем не менее было решение отходить, Москву оставить, а французы были разгромлены и отброшены за государственные границы Российской Империи после этой битвы. Есть факты, и если мы не признаем их логики, то нам не о чем говорить.

— А что делать с фактчеком, когда к истории обращаются, например, политики? Нельзя ведь в прямом эфире, например на дебатах, проверить достоверность их слов?

– Правильно, этим эффектом пользуются политики на протяжении многих лет. На это есть экспертное сообщество, правда, оно находится в плохом состоянии и, отчасти по собственной вине, перестало вызывать доверие.

Оксфордский словарь выбрал словом 2016 года — post-truth, то есть «постправда», «после истины». По подсчетам американских журналистов, 70% из того, что в предвыборной кампании говорил Дональд Трамп, было или просто ложью, или частичной ложью. Интересно то, что огромная часть голосовавших за него знают, что он говорит неправду. Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности, в котором есть много опасного.

*В 2016 году на премии «Просветитель» Андрей Зорин получил специальную награду «Просветитель просветителей» за книгу «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века»

— О вашей книге.* Вы говорили, что, изучая архив Муравьева, обнаружили, что он испытывает одновременно две эмоции, потому что является семьянином и дворянином, по-разному реагируя на события, которые происходят в его жизни. Как вам кажется, случается ли то же самое сейчас в интернете, есть ли роль человека онлайн и оффлайн?

– Оффлайн и онлайн соотношение — это частный случай. В книге есть теоретическая модель, в которой я стараюсь описать ситуацию конфликта разных ценностных и эмоциональных систем. Человек все время живет «с этой стороны так, а с этой так», один и тот же человек может себя ощущать Дон Жуаном, покоряющим женские сердца, романтически влюбленным в одну женщину, да еще и верным семьянином, все это одновременно. Вопрос в том, до какой степени у него есть потребность быть единым, до какой степени ему легко переходить из одной зоны в другую, как он навигирует внутри них. Здесь всегда интересна конкретная навигация человека в условиях «между».

— Вы также писали о влиянии текстов разных произведений на эмоции человека, когда он примеряет на себя какого-то героя. Сейчас много говорят о конкуренции книги с сериалами, телевизором. Поп-культурные герои тоже влияют на эмоции человека?

– Конечно, просто я писал о литературной культуре, но вообще институты, производящие набор символических образов и чувств, которые человек потребляет, разнообразны: искусство, литература, мифология, религия, идеология, ритуальные практики, повседневная жизнь и, конечно, в последнее десятилетие — СМИ. Очевидно, что они оттесняют традиционные книжные образцы на второй и третий планы. На сегодняшний день книга почти перестала функционировать в качестве значимой эмоциональной матрицы; может быть, серьезное кино еще функционирует в этом плане, а литература — не уверен.

— Людям в принципе все равно — документальная или художественная книга, они в любом случае воспринимают это как поведенческую роль?

– Документальная литература по своей природе менее к этому приспособлена, потому что она, а тем более документальное кино — это то, что заведомо происходит с кем-то другим. Весь эффект художественного произведения — в отождествлении себя с героем; ты смотришь на него и воспринимаешь рассказ о другом человеке как рассказ о себе. Сделать это с героем документального произведения можно, но гораздо труднее, потому что документалистика привязывает к факту, четко тебе указывает, что разговор не о тебе, а о каких-то других персонажах.

«Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности»

— В каком отношении находятся эмоции и слова, которые их описывают? Например, в татарском языке есть несколько слов, которые, как считается носителями, не переводятся на другие языки. Почему так происходит — народ думает, что у них есть уникальные эмоции?

– Я не касался лингвистической стороны, у меня ничего не написано о непереводимости понятий, в книге употребляется слово «переживание», которое, кстати, не переводится на английский и французский языки, хотя в русском языке является калькой с немецкого. Таких случаев непереводимости много, но в слове могут конденсироваться важные эмоциональные матрицы: такое количество работ написано о русской тоске, как специфически не переводимом переживании, культурном образе, который стоит за этим чувством. Есть близкие по смыслу слова, например, английское longing, но это не вполне то.

Другое дело, что слово как таковое редко может служить эмоциональной матрицей, словообразцом для восприятия, слово очень абстрактно, важнее не лексема, а случай употребления. Мы не просто так думаем о любви, а слышим использование этого слова, и какие-то конкретные использования. В XVIII-XIX веке, например, формула «Я вас люблю» означала предложение руки и сердца, и за этим не было никакого другого варианта, точка. Сейчас это словосочетание не имеет такого значения: если ты соберешься предложить руку и сердце, то тебе надо говорить какие-то другие слова, эти не годятся.

Связь такая есть, об этом много написано, если только мы не считаем, что человек, который не принадлежит к этому народу, не способен испытывать это чувство, — конечно, он способен. А то, что для этих чувств языковое сообщество нашло специфическое слово, указывает на то, что для него оно может быть значимей, чем для других людей.

— В книге подчеркивается, что исследование касается «образованного человека» — это является водоразделом?

— В этот период у русского образованного человека была другая эмоциональная культура, чем у крестьян. Мне говорили что я отказываю крестьянам в свободной жизни — ничего подобного, просто у них были другие каналы. Конечно, русскому, французскому или английскому дворянину было легче понять эмоции друг друга, чем русскому дворянину — крестьянина. Они могли находиться на одном уровне, но в настолько разных культурных мирах, что образы чувств были разные.

Та модель, которую я строю, состоит в том, что эмоции — это, прежде всего, коллектив, потому что эмоциональные матрицы значимы для определенных групп людей, эмоциональных сообществ. Вопрос в том, что каждый человек принадлежит ко множеству разных эмоциональных сообществ. И поэтому эти системы всегда сложно устроены, и ты маневрируешь среди разных сообществ, собираешь индивидуальную эмоцию из набора коллективных образцов. Поэтому здесь не может быть противопоставления, не может быть индивидуальной эмоции, в которой не было бы коллективного. Но она у тебя своя, потому что набор тех коллективных эмоций, которые ты приспосабливаешь к конкретной ситуации, всегда разный.


Алексей Владимирович Баранов 19 янв 17, 20:02
+1 0

Порядок в мыслях: как сохранить способность фокусироваться в информационную эпоху

Современные технологии постоянно атакуют наш мозг, обрушивая на него небывалые объемы информации. Кто-то верит, что многозадачность возможна, но многие ученые считают, что такой режим общения с окружающим миром совсем не идет нам на пользу. Вопрос в том, как защититься от его побочных эффектов, не превратившись в информационного аскета. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниэл Левитин из Университета Макгилла недавно презентовал свою новую книгу «The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload» на лекции в Кембриджском университете. И объяснил, почему многозадачность негативно сказывается на нашей продуктивности и как с этим бороться. T&P публикуют основные тезисы его лекции.

Мы действительно живем в эпоху, когда мир оказался перегружен информацией. По оценкам Google, человечество произвело на свет уже около 300 эксабайт информации (это 300 с 18 нулями). Всего лишь 4 года назад количество существующей информации оценивалось в 30 эксабайт. Получается, что за последние несколько лет мы произвели больше информации, чем за всю историю человечества. Каждый день нам приходится обрабатывать в 5 раз больше данных, чем 25–30 лет назад. Это все равно что прочитывать от корки до корки 175 газет в день! Я хочу сказать, что информационная перегрузка — это реальность. Это несоответствие между производимой информацией и нашей способностью ее обработать.

Помимо того, что мы пытаемся справиться с эксабайтами информации в сети, мы перегружены новыми ежедневными задачами. Если 30 лет назад путешествия организовывали турагентства, нужный товар в магазине выдавали продавцы, пробивали его кассиры, а вести переписку деловым людям помогали машинистки, то теперь мы вынуждены делать все сами. Множество профессий попросту исчезло. Мы сами бронируем билеты и отели, сами регистрируемся на рейс, сами выбираем продукты и даже сами их пробиваем на стойках самообслуживания. Более того, счета за коммунальные услуги теперь тоже надо добывать самостоятельно на специальном сайте! Например, в Канаде их просто перестали присылать. То есть мы стали выполнять работу за десятерых и при этом еще пытаемся не отстать от собственной жизни: заботиться о детях, родителях, общаться с друзьями, находить время на работу, хобби и любимые телепередачи. В сумме мы тратим около 5 часов в неделю на задачи, которые раньше выполняли за нас другие люди.

Нам кажется, что мы выполняем несколько дел одновременно, что мы многозадачны, но на самом деле это очень большое заблуждение. Эрл Миллер, нейробиолог из Массачусетского технологического института и один из ведущих экспертов в области внимания, утверждает, что наш мозг вовсе не создан для многозадачности. Когда люди думают, что заняты несколькими делами одновременно, они на самом деле просто очень быстро переключаются с одной задачи на другую. И каждый раз на это уходят определенные ресурсы.

Переключая внимание с одной задачи на другую, мозг сжигает глюкозу, которая также нужна для сохранения концентрации. Из-за постоянного переключения топливо быстро расходуется, и мы чувствуем себя уставшими уже через несколько минут, потому что в прямом смысле исчерпали питательные ресурсы мозга. Это ставит под угрозу качество как умственной, так и физической работы.

Кроме того, частое переключение между задачами вызывает чувство тревоги, повышается уровень гормона кортизола, отвечающего за стресс. Это может привести к агрессивному и импульсивному поведению.

Однако от привычки переключаться между задачами сложно избавиться, поскольку каждая новая задача провоцирует выброс допамина, гормона, отвечающего за «вознаграждение» мозга. Таким образом, человек получает удовольствие от переключения, впадает в зависимость от него.

Еще один аргумент в пользу того, что многозадачность не работает, — недавнее исследование нейробиолога из Стэнфорда Расса Полдрака. Он обнаружил, что запоминание информации в режиме многозадачности приводит к тому, что информация сохраняется в неправильном месте. Если дети учат уроки и одновременно смотрят телевизор, то информация из учебников попадает в полосатое тело, отдел мозга, отвечающий за условные рефлексы, поведение и навыки, но не за хранение фактов и идей. Если отвлекающих факторов нет, информация попадает в гипоталамус, где она структурируется и категоризируется по разным критериям, что облегчает доступ к ней в дальнейшем. Таким образом, люди не способны к многозадачности. Это все самообман. Наш мозг обманываться рад, но на самом деле наша работа становится менее творческой и эффективной.

 

 

«Не хочу ничего решать» — серьезный сигнал от мозга

Ко всему прочему, многозадачность требует от нас постоянного принятия решений. Ответить на сообщение сейчас или потом? Как на него ответить? Как и где сохранить это сообщение? Продолжать ли работать или сделать перерыв? Все это незначительные решения требуют столько же энергии, сколько важные и значимые, поэтому они так же утомляют мозг. Мы тратим кучу сил на мелкие решения, но есть риск, что мы не сможем сделать правильный выбор, когда это будет необходимо. Мы вроде бы понимаем, что для нас важно, а что нет, но в мозге при этом происходят одинаковые процессы. На решение, какого цвета взять ручку, и на решение, заключать ли договор с той или иной компанией, затрачиваются одинаковые ресурсы.

Безусловно, как бы мы ни стремились избежать выполнения нескольких задач одновременно, совсем уйти от этого не получится. Тем не менее существуют действенные способы навести порядок в собственной голове, стать более продуктивным и получать больше удовольствия от жизни.

 

 

Разделите работу на циклы

Что общего у авиадиспетчеров и синхронных переводчиков? Эти профессии очень стрессовые, поскольку требуют постоянного переключения внимания между задачами. Поэтому люди таких профессий работают «циклами» и часто делают небольшие перерывы. На работе нас все больше заваливают письмами, поручениями, звонками. Попробуйте делать 15-минутные перерывы каждый час или два. Можно прогуляться, подышать свежим воздухом. Тогда, вернувшись, вы сможете работать быстрее и эффективнее. Исследования показывают, что переработки снижают эффективность: на работу, требующую 20 минут, уставшие сотрудники тратят час.

 

 

Меняйте режим концентрации

Перерывы тесно связаны с двумя режимами внимания, в которых может работать мозг. Первый — это режим концентрации, так называемый central-executive mode, второй — режим «блуждания» (mind-wandering mode). Последний активизируется при чтении литературы, любовании искусством, прогулках или дневном сне. 15 минут в таком режиме позволяют «перезагрузить» мозг и почувствовать себя свежим и отдохнувшим. Мысли в это время просто бессвязно возникают в голове, вы их не контролируете. Надо заставлять себя периодически переходить в режим «блуждания», отключаться от интернета и электронной почты.

Кроме того, у вас наверняка есть задачи, которые требуют большого количества времени на выполнение, и задачи, которым достаточно выделить несколько минут. Не стоит весь день перескакивать с одного типа задач на другой. Лучше выделить на проверку почты определенное время (например, дважды в день) и прочитывать сразу все поступившие сообщения, а не заходить в почту после каждого уведомления.

 

 

Принимайте важные решения с утра

Был такой эксперимент: людей пригласили в лабораторию поучаствовать в опросе. Но сначала их засыпали вопросами: какого цвета ручку вы хотите? Черную или синюю? Как расположить лист бумаги? Вертикально или горизонтально? Вы хотите кофе? Две ложки сахара или три? С молоком или без? А после этого раздали опросник, где ставились действительно важные философские проблемы. Большинство людей уже не могло с этим справиться, им нужен был перерыв. Они чувствовали себя уставшими после предшествовавшей серии принятия мелких решений. Вывод из этого эксперимента — важные решения нужно принимать в начале дня.

 

 

Создавайте «расширители» мозга

«Расширители» мозга — это все, что переносит информацию из нашей головы в реальный мир: календари, блокноты, списки дел, коробка для ключей в прихожей. Например, если вы слушаете прогноз погоды и диктор объявляет, что завтра будет дождь, то вместо того, чтобы пытаться не забыть взять зонтик, положите его сразу у входной двери. Теперь сама окружающая среда напоминает вам о зонтике. Суть в том, что все эти блоки информации борются за место и ресурсы в нашей голове, сбивая ваши мысли. В итоге вам все сложнее уделять внимание тому, чем вы заняты в настоящий момент.

 

 

Живите «в моменте»

Мне кажется, что неправильно физически находиться в одном месте, а мыслями в другом. Но такое часто случается. На работе мы думаем о том, что нужно еще погулять с собакой, забрать ребенка из сада и позвонить тете. А когда оказываемся дома, вспоминаем обо всех не сделанных за день рабочих делах. Я не призываю всех превратиться в роботов, но, я считаю, это важно — уметь выполнять на работе свои задачи и иметь больше времени на отдых, приключения, общение, искусство. Если находиться мыслями в другом месте, то получаешь гораздо меньше удовольствия от жизни. Когда вы общаетесь с человеком, представляйте, что сейчас это единственный человек на земле, отдавайте ему все свое внимание. Тогда и работа, и отдых начнут приносить больше удовольствия.

 

 

Не переусердствуйте

Важная вещь в погоне за эффективностью — не потратить слишком много времени на упорядочивание своей жизни. Если вам кажется, что вы и так быстро со всем справляетесь, то не стоит тратить время.

 
Елена Щур
9 февраля 2015

Алексей Владимирович Баранов 27 янв 17, 01:18
+1 1

11 цитат, которые нужны в тот момент, когда вы чувствуете себя потерянным в жизни

В любое время мы можем почувствовать, как потерялись в жизни...

17 февраля
11 цитат, которые нужны в тот момент, когда вы чувствуете себя потерянным в жизни

В тот или иной момент все мы чувствуем себя немного потерянными в жизни. Мы находим разные пути решения проблемы, но не знаем какой путь будет правильным. Вдобавок к этому, мы озадачены многими обязанностями и несем на себе весь груз повседневных проблем.

Мы хотим знать все ответы, но, к сожалению, жизнь нам в этом не помогает. Мы просто должны стараться каждый день жить по собственным принципам и убеждениям. Однако, в любое время мы можем почувствовать, как потерялись в жизни…

Если это произошло, прочтите  цитаты, которые помогут не сбиться с пути окончательно :

1. Всегда помните, что ваша нынешняя ситуация не ваш конечный пункт назначения. Лучшее еще впереди. Вам не нужно выяснять все и сразу. Просто дышите, наслаждайтесь происходящим и не воспринимайте ситуацию в всерьез. В тот момент, когда вы все отпустите, расслабитесь и поверите в свои силы, все станет на свои места, жить станет намного легче, а проблемы уйдут сами собой.

2. Иногда плохие вещи, которые происходят в нашей жизни, становятся для нас впоследствии самым лучшим моментом, который только мог случиться. Не всегда можно предсказать, каким образом ваша проблема отразиться на ваше будущее. Большая часть нашей жизни готовит нас к началу лучшей жизни. Ищите поддержу, где только можно — у друзей, у семьи и главное -переждите этот дождь. Ведь все мы знаем, что после дождя светит солнышко и получается радуга!

3. Если вам не нравится ваше нынешнее положение, то двигайтесь дальше. Жизнь дает нам выбор, но часто мы противимся ему. Мы остаемся на работе, которая нам не нравится, живем в городе, который нам не родной, живем с нелюбимыми. Мы боимся что-то менять в нашей жизни. Чтобы жить счастливо, нужно не бояться перемен и изменений. Именно вы управляете своей жизнью, только вы должны решать, как вам жить. Убедитесь, что вы слушаете свое сердце!

4. Вы не можете начать новую главу книги, пока не прочтете предыдущую. Не забывайте посмотреть назад — как далеко вы ушли от того, что было… И не делайте тех же ошибок, что делали ранее.

5. Просто вспомните все то хорошее, что было у вас в жизни ранее и сосредоточьте свой взгляд на всем хорошем, что ждет вас впереди.

Если дверь не открывается, значит она не ваша. Когда вы чувствуете утрату в жизни — помните, что попав не на ту тропинку, вы всегда можете развернуться и найти другой путь. Есть множество разных путей для принятия одного и того же решения. Возможно, вы все еще ищите нужную дверь, нужный путь. И тут не нужно спешить и торопить свою судьбу.

6. Иногда вам нужно выйти за грань, подышать свежим воздухом, и напомнить себе о том, кто вы и где вы хотите быть. Иногда чувство потери жизни означает, что у вас нет достаточного времени, чтобы поговорить с самим собой, понять себя. Прогулка по своим любимым местам или короткая поездка недалеко от города и шума, помогли бы прояснить для себя ситуацию.

7. Иногда нужно поговорить с трехлетним ребенком, чтобы понять жизнь заново.  Взрослые, как правило, чувствуют себя потерянными в жизни, потому что им пришлось пережить много трудностей. Жизнь имеет тенденцию немного нас закалять, и заставляет нас чувствовать себя циничными и закрытыми. Тем не менее, разговаривая с малышом, можно просто чувствовать себя лучше. Позитивнее относитесь к жизни,берите пример с детей — они воспринимают ее намного красочнее, чем взрослые.

8. Когда вы ощущаете утрату жизни, не забывайте обратить внимание на то, что вы слышите в тишине. Успокойте свой внутренней мир, и вы найдете то, что вам нужно.

9. Перестаньте много думать и начинайте идти туда, где ваше сердце примет вас. Может быть резон жизни утрачен из-за потери пути? Чтобы найти свой путь — нужно следовать своей интуиции и никогда не сдаваться! Будьте напористыми и не позволяйте негативным мыслям тянуть вас на дно.

10. Не нужно осознавать всю ясность, чтобы двигаться вперед. Иногда только один шаг может вам показать путь к нужной двери, которую вы искали. Не нужен грандиозный план, чтобы жить счастливо. Вас приведет сердце и судьба и не нужно ждать чего-то необычного.

11. Не переставайте верить в то, что чудеса случаются каждый день.
Прежде всего, когда вы чувствуете потерю в жизни, сохраняйте свою веру в себя и веру во Вселенную.

Вы найдете свой путь — просто нужно продолжать идти и не позволять заблуждениям разочаровать вас!

11 Quotes To Remember
When You Feel Lost In Life
 via Клубер


Алексей Владимирович Баранов 27 фев 17, 08:23
+1 0

Психология предательства

«Меня предал мой любимый ученик, моя надежда, мое будущее, предал в самую трудную минуту, когда я так рассчитывал на его помощь». «Меня предал лучший друг, подчиненный, муж и т. п.» Такие или примерно такие высказывания мне довольно часто приходилось выслушивать от пациентов или клиентов, которые обычно при этом находились в депрессивном состоянии. Довольно часто они повторяли: «Как дальше жить? Кому же можно верить?» Конечно, я их утешал и, как мог, лечил. Все налаживалось, но через какой-то период они опять становились жертвами предательства. Я внутренне возмущался их «глупостью» и опять продолжал помогать.

Но только тогда, когда и меня предали, я оценил высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». И я решил до конца разобраться в этом явлении, попробовать разработать меры по профилактике предательства, выяснить особенности поведения, когда тебя уже предали, выяснить, не предавал ли ты кого-нибудь сам, описать психологический портрет предателя. Материал у меня уже накопился.

Кто предает? «Преданные» люди: любимчики (ученики, сотрудники, подчиненные и т. п.), и все те в кого вы вложили и душу, и материальные средства. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяние, тем сильнее предательство.

Распространено предательство повсеместно. На лекциях по психологии предательства я попросил поднять руки тех, кого предавали. Подняли руки почти все (а мои слушатели — это больные неврозами и психосоматическими заболеваниями). Практически каждый испытал на себе предательство. Предавали то дети, то родители, то друг, то любимый ученик.

Так что же такое предательство?

Предательство — это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей.

Предательство следует отличать от отступничества. Отступничество — это отказ от общения с прежде близким тебе человеком или группой людей. Вспомним, Петр трижды отрекался от Христа, но тем не менее пользуется уважением до сих пор. Иуда предал Христа только один раз, и этот поступок является эталоном предательства.

Подробно предательство описывается в «Божественной комедии» Данте. В девятом круге в четырех рвах мучаются предатели. В первом рву, который он назвал по имени Каина, убившего своего брата Авеля, отбывают наказание предатели родных, во втором рву — предатели родины и единомышленников, в третьем — предатели сотрапезников, в четвертом — предатели Учителей. Именно в этом рву находятся Иуда, Брут и Кассий.

Мы, воспитанные в определенных традициях («раньше думай о Родине, а потом о себе»), можем недоумевать по поводу того, что предательство сотрапезника наказывается более сурово, чем предательство родных, родины и единомышленников.

Правда, нас учили предавать. Ведь идеалом для пионеров был Павлик Морозов. Слава Богу, что сейчас из Уголовного кодекса исключены статьи об обязанности доносить на кровных родственников! А на какую ступень возводили тех, кто предавал своих Учителей, вспомним пресловутую сессию ВАСХ-НИЛ, отстаивающую «учение» Лысенко, и сессию АМН СССР «защитившую» И.П. Павлова!

Но почему же все-таки предательство сотрапезников наказывается строже, чем предательство родных и родины? Здесь-то и проявляется гениальность Данте. Гений отражает всегда то, что соответствует Законам жизни, а не писаным законам. Законы же обязательны для всех и не знают исключений. Так каковы же эти Законы в плане отношений между людьми?

Раньше появился сотрапезник, который был в то же время товарищем по охоте, сотрудником, или родина? И кто ближе человеку: сотрудник, с которым он общается каждый день, или брат, который может быть, и живет в совсем другом месте? Конечно, сотрапезник, сотрудник. Что значит для нас еда? Еда — это жизнь! Поэтому сотрапезник — это человек, помогающий нам выжить. И если я сделаю подлость человеку, у которого я ел, то я автоматически становлюсь предателем.

Поэтому я для себя сделал правилом не сидеть за столом с человеком, с которым нахожусь в конфронтации. И наоборот, если случилось так, что я у кого-то в гостях, то я против него уже никогда не выступаю. При неопределившихся отношениях с человеком я сажусь с ним за стол, чтобы потом не стать предателем.

Прав был Данте, что предательство родных считал самым легким. Да и в народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила. И трижды прав Данте, что наиболее высокую кару определил предателям Учителя, ибо Человеком становятся благодаря Учителю. И если у тебя разногласия с Учителем — уйди от него, но не выступай против.

Мои научные работы связаны с проблемой судьбы. Один из основных моментов здесь — треугольник судьбы, описанный Карпманом. Если человек попал в сценарий, то жизнь его идет по этому треугольнику, где его роли меняются. Каковы же эти роли? Это роли Преследователя, Избавителя и Жертвы.

Ко мне на прием пациент или клиент приходит в роли Жертвы. Возврат к счастливой жизни может наступить только в том случае, если он научится строить равноправные отношения с людьми. Тогда он избежит роли Преследователя и Избавителя, что с психологической точки зрения одно и то же — общение со знаком превосходства над партнером. Если начальник преследует подчиненного, то последний, если наберет силу, станет преследовать начальника, который из Преследователя превратится в Жертву.

Судьба Избавителя аналогична. Если родители в процессе воспитания избавляют своих детей от трудностей, то последние будут сидеть у них на шее, и родители станут Жертвами. Из этих рассуждений вытекает правило:

Не преследуй и не избавляй, и тогда тебя никто не предаст, и ты никого не предашь.

Многие терпят издевательства над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть — функция души, а у предателя ее нет.

Данте глубоко подметил, что «едва предательство душа свершила… вселяется тотчас ей в тело бес, и в нем остается, доколе срок для плоти не угас». Кроме того, ни один предатель не осознает, что он предатель.

Обычно предатель объясняет свой поступок интересами дела. Дескать, он выступает против Учителя не из желания причинить ему вред, а потому, что идеи его уже устарели, его деятельность является тормозом для дела и т. п. Предатель, для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности, «доколе срок для плоти не угас».

Несколько слов о личности предателя

Предатели бывают активные и пассивные. Роднит их то, что у них нет своего дела, они живут за счет творческих личностей. Кто бы знал об Иуде, если бы не было Иисуса Христа? Таким образом, предатель всегда вторичен.

Пассивным предателем можно считать Евгения Онегина. Так, от скуки ухаживая за Ольгой, он провоцирует Ленского на дуэль и убивает его. Активный предатель — Печорин. Он ухаживает за княжной Мери, неопытной девушкой, скрывая свой роман.

Итак, не хочешь стать жертвой предательства, не заводи преданных людей, приобрети иммунитет к восхищению. Не избавляй, но и не преследуй. А как самому не стать предателем? Ведь предательство бывает осознанным и неосознанным. Но расплата в обоих случаях одинакова. Ведь когда Иуда осознал, что он предатель, он удавился.

Предательство партнера по общению обычно начинается с сомнений. «Сомнение предательству равно», — гласит восточная мудрость.

Я знаю одного руководителя, который никогда не берет к себе на работу сотрудников, которые в нем сомневаются. И это абсолютно правильная позиция. Ведь если я сомневаюсь в человеке, то, следовательно, вижу или предполагаю у него наличие таких черт, которые меня не устраивают. И какая разница, есть ли они в самом деле или нет, я-то веду с ним себя так, как будто они в нем есть, это постоянный источник ненужных тревог и волнений. Не лучше ли сразу отказаться от общения?

Я своим слушателям всегда говорю примерно следующее: «Если вы сомневаетесь, ходить ко мне на лекции или не ходить, то не ходите. Если в другом месте вам будет хорошо, я буду рад за вас. Но если там вам будет плохо, ваша душа будет со мной. А потом она приведет и тело». В свете вышесказанного ясно, что если при принятии жизненно важных решений возникают сомнения, то лучше отказаться от намерения (например, строить семью с данным человеком).

Но если уже общение началось, то доверять надо безраздельно и без сомнений. Следование этому правилу привело к тому, что сейчас у меня врагов в ближайшем окружении нет. Мне могут возразить, что я заблуждаюсь. Что ж, может быть! Но это лучше, чем не иметь врагов, но думать, что они есть.

Ведь если я живу с чувством, что у меня нет врагов, то плохо мне бывает только в тот момент, когда мне делают пакость, а если я сомневаюсь в своих друзьях, мне плохо всегда.

Я даже научился использовать свою доверчивость. Начиная какие-либо дела с новым партнером, я безраздельно ему доверяю. Тем самым на недобросовестного человека я произвожу впечатление простачка, и он меня обманывает. Но ведь первое дело всегда незначительное!

Так у меня образовалась «картотека» людей надежных и ненадежных. А это уже неплохой капитал! Кроме того, появляется возможность сотрудничать с надежными людьми, в которых я уверен. И если что-то не получается, то я знаю, что все дело в обстоятельствах, В общем, как говорил Расул Гамзатов, «не вини коня, вини дорогу».+

Михаил Литвак

 


Алексей Владимирович Баранов 10 сен 16, 11:38
0 0

О Кастах

Учителя и Врачи (От Бога) - одна Каста: Брахманы.


Алексей Владимирович Баранов 28 авг 16, 09:02
0 0

Почему интроверты - невероятно привлекательные люди: 10 причин

Застенчивые. Замкнутые. Слегка вызывающие. Неловкие в общении. Если вы попросите любого человека описать несколькими словами интровертов, вы наверняка услышите именно это. Но на самом деле эти люди не правы. И в этом нет их вины, просто в фильмах и телевизионных шоу интровертов изображают именно такими: застенчивыми, неуклюжими, слегка странными. В некоторых молодежных комедиях таких непопулярных и замкнутых подростков иногда пытаются на спор превратить в общительных экстравертов. Хорошо одно: обычно ничего из этого не выходит, а главный герой всегда остается самим собой. И это прекрасно, потому что интроверты интересны. Эти личности приятны в общении и могут о многом рассказать. Они – чрезвычайно привлекательные люди. Просто им не нравится выставлять свою привлекательность на всеобщее обозрение. Давайте же разберем те причины, по которым иметь друга-интроверта – бесценно. 


Это глубокие мыслители Как известно, интроверты большую часть времени проводят «в собственной голове». Для них это самое «безопасное» место. Интроверты размышляют о многом, поэтому будьте уверены: если такие люди о чем-то говорят, то каждое их слово взвешенно и имеет под собой основание.

Такие люди умеют слушать Каждый человек мечтает о таком собеседнике, с которым можно просто говорить обо всем на свете на протяжении многих часов. И интроверт в этом плане прекрасно подойдет, потому что он действительно умеет слушать. Он будет внимательным и заинтересованным, причем искренне, а не потому что это кому-то нужно. Кроме того, такие личности не только умеют слушать, они еще и дают по-настоящему дельные советы.

Интроверты загадочные Вспомните Гэтсби. В шумной толпе он со всеми, но при этом сам по себе. Он внимателен и знает о других многое, но о нем никто толком не знает ничего. Именно поэтому Гэтсби окружен слухами и догадками. Он изредка с кем-нибудь заговаривает, он флиртует. Он не пытается казаться кем-то другим, быть лучше, чем он есть на самом деле. Все интроверты такие же. Они загадочны, и это влечет к ним.

Всегда бросают вызов Интроверты обычно умны. В общении они обычно выдают информацию по крупицам, чем увлекают людей, заинтересовывают их. И этим они бросают вызов. Но при этом интроверты ведут себя так не со всеми, а лишь с теми, кто для них по-настоящему интересен. Все дело в том, что они очень высоко ценят интимные и дружеские связи между людьми. Но об этом мы уже говорили.

Они ухаживают за собой Обычно такие личности не хотят привлекать к себе излишнее внимание. Именно поэтому они стараются слиться с толпой. Но интроверты больше времени проводят в одиночестве и поэтому они очень тщательно ухаживают за собой. Их можно увидеть на улице (даже если они только выбежали на пять минут в магазин) всегда опрятно одетыми и аккуратно причесанными. Они выглядят как профессиональные модели в те дни, когда у них нет съемок. Но модели знают, что от встречи с папарацци никто из них не застрахован.

 

 


Алексей Владимирович Баранов 9 сен 16, 09:12
0 0

Фразы, позволяющие сказать «нет» твердо, но элегантно

 

Не многим из нас удается ответить «нет» на просьбы разных людей. В первую очередь, потому что мы боимся почувствовать себя неловко. Мысль о том, чтобы поступить не так, как от нас ожидают окружающие, вызывает большой дискомфорт.

На самом деле этот страх сильно преувеличен, и люди восхищаются теми, кто умеет говорить «нет». Расскажем, как научиться делать это твердо, но элегантно.

Обычно мы говорим «да» и потом мучаемся днями и месяцами вместо того, чтобы сказать «нет» и почувствовать неловкость всего несколько минут. Нужно учиться отвечать «нет» всему, что для вас неважно, но делать это изящно. Чтобы научиться отказываться, соблюдайте несколько принципов. Эти принципы перечислены в книге Грега МакКеона «Эссенциализм. Путь к простоте», обзор которой представлен в Библиотеке «Главная мысль».

Принцип 1. Отделите свое решение от отношений с человеком: говоря «нет», мы отказываем не собеседнику, а его идее.

Принцип 2. Призовите на помощь красноречие: не обязательно использовать слово «нет» в отказе. Можно сказать, например, так: «Боюсь, дела не позволяют мне этого сделать». Психологи считают, что самый лучший отказа – отказ по-японски: «да, и поэтому….». Вы не говорите клиенту или партнеру «нет», вы не говорите «но». Вы соглашаетесь с его предложением и при этом ставите условие – такое, которое сделает предложение оппонента выгодным для вас. Если он на него пойдет, вы останетесь в выигрыше. Если нет – то это «нет» скажете не вы, а ваш оппонент сам себе.  

Принцип 3. Сосредоточьтесь на том, чтобы предложить компромисс. Не забывайте, что человек, сделавший предложение, также в той или иной степени в первую очередь преследует свои интересы, а не ваши.

Принцип 4. Помните, что в любом случае решительное «нет» вежливее, чем уклончивое «да».

Фразы, которые позволят изящно выйти из ненужного вам спора

Бывают ситуации, когда с вами пытаются поспорить по вопросу, который для вас неважен, неинтересен, отнимет время либо просто бесполезен. Откажитесь от такого спора. Мы расскажем, какие фразы использовать, чтобы изящно уйти от ненужного вам разговора.

Чтобы не показаться невежливым и сохранить добрые отношения с оппонентом, автор книги «Искусство полемики» Джонатан Херринг предлагает использовать следующие фразы, которые помогут завершить разговор: «Это можно обсуждать до утра», «Это действительно очень сложный вопрос для недолгого обсуждения». И самый изящный вариант ухода от ненужного спора – «Недавно прочитал по этой теме очень интересную статью. Я перешлю ее вам по электронной почте».

Как сказать «нет» ненужным обязательствам

Многим из нас присуще психологическое явление, называемое склонностью к невозвратным издержкам. Это такой тип поведения, когда мы вкладываем энергию и время в нерентабельный проект только из-за того, что изначальные затраты на него уже невозможно вернуть. Так, например, мы не уходим с не понравившегося фильма в кинотеатре, потому что деньги за билет нам никто не вернет, или вкладываем все новые и новые деньги в затянувшийся ремонт. Из подобного замкнутого круга очень сложно вырваться.

Чтобы не попасть в ловушку обязательств, не поддавайтесь эффекту владения (то есть, склонности оценивать слишком высоко уже принадлежащие вам вещи) и избавьтесь от страха показаться расточительным. Признайте свою ошибку. В будущем не пытайтесь угодит всем: не соглашайтесь на что попало и делайте паузу, прежде чем что-то сказать.

Отказ от обязательств – достаточно сложная задача, сопряженная с конфликтами интересов. Гораздо проще изначально ничего не обещать. Учитесь отказываться от обязательств таким образом, чтобы окружающие уважали вас за целеустремленность и дисциплину.

В Библиотеке «Главная мысль» вы можете прочитать обзоры по книгам Грега МакКеона «Эссенциализм. Путь к простоте» и Джонатана Херринга «Искусство полемики».


Алексей Владимирович Баранов 19 янв 17, 19:17
0 0

О Психологической Культуре

Клиент: На "ВЫ" Славяне обращались к своим врагам - "иду на вы " (когда вынуждали идти к ним с войной ) а раз обращается к тебе на "ТЫ" значит Человек тебя уважает , И мне интересно к Богу ты как обращаешься на "ВЫ" ? не мнонго ли тогда чести нам Земным ??? Как-то так...


Консультант:

1. Такой Смысл - устарел (морально).

2. В Индийской Духовной Традиции к Божеству сначала обращаются как Ребёнок к Родителю; затем, по мере духовного роста, - как к равному; на Высших Стадиях Духовности - к Божеству обращаются как Родитель к Ребёнку.

3. В современном Русском Языке обращение на "Вы" указывает на психологическую межличностную Дистанцию (зачем нарушать границы Личной или Интимной Зоны?). Кроме того, это показатель Высокой Психологической Культуры и Этики.
По Трансактному (трансакционному) Анализу Эрика Берна выходит, что на "ты" больше всего подходит детям, получающим при этом Симпатию. Другое дело - одностороннее обращение на "ты" с оппонирующим "Вы" - идёт Трансакция "Родитель - Ребёнок" или "Родитель - Взрослый", а Родитель ДАВИТ Ребёнка или Взрослого, причиняя тому Дискомфорт (подстроечка "сверху";-). Бывает - встречаются 2 "Родителя": 1-й обращается на "ты", как к Ребёнку, и 2-й к 1-му - как к ребёнку на "ты". Возникает Антипатия. А вот Трансакция Взрослый - Взрослый (взаимное обращение на "Вы";-) ведёт к нейтральному (эмоционально) общению... Существуют ещё Трансакции Взрослый - Ребёнок (Педагогика).

4. Мне не нравится, когда малознакомые люди в разговоре вероломно переходят на "ты", в то время, когда я ТАКТИЧНО стараюсь обращаться к ним на "Вы"!

Мне было бы приятнее Взаимное общение на "Вы". Будьте так добры, пожалуйста...

Клиентка: Этика современная какая-то странная: говорить на одного человека "Вы" (множественное число) - глупо придумано.

Консультант:

1. Напротив: каждая Личность (и, тем более, - Индивидуальность) - "разбиты" на множество Суб-Личностей.
2. Странная - Непривычная - Необычная - Неизведанная и Не Познанная? ;-)

Клиентка: Личность--от слова "лицо". Лицо у человека одно. А индивидуальность--это характеристика качеств особи.

Консультант:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность

https://ru.wikipedia.org/wiki/Индивидуальность

Персо́на (лат. реrsōnа — «маска, личина; личность») — то же, что особа, личность, а также: Персона (архетип) — согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом.

Клиентка: Ну всё правильно. Я то же самое написала, только вкратце. )

Консультант: Дьявол кроется в деталях.

Клиентка: Я написала о происхождении слова "личность"

Консультант:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Субличность

Клиентка: Субли́чность — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя.

Консультант: "... личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я»..."


Клиентка: Но мы видим только одно лицо, одну личность в одном человеке. Если на то пошло, то всех подряд надо на "Вы" называть. )

Консультант: Как в своё время сделали в Английском Языке...

Клиентка: Но так не удобно. Удобнее одного человека называть на "ты", а нескольких--"вы". )

Консультант: Именно поэтому близких родственников и друзей мы (в нашей Культуре) называем на "ты": с кем позволяет Субординация и Личные Отношения... Остальных - даже подростков (особенно незнакомых) - Культурные Люди называют на "Вы".

К Этому же относятся Поведенческие Этические Правила в Контекстах "конфликтных" и "трансактных" (по Эрику Берну) ситуаций...

Нерегламентированное Упрощение Отношений - признак "дурного тона"...

Полная версия Диалога находится Здесь:

https://www.ok.ru/profile/571676260261/pphotos/852940965541


Алексей Владимирович Баранов 28 дек 17, 13:58
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 59

Последние комментарии

Владимир Соколов
Риддик .
Владимир Баранов
Читать

Поиск по блогу

Люди

4 пользователям нравится сайт unesco.su