Алексей Владимирович Баранов предлагает Вам запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»
Вы хотите запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Интегральный Психологический Транскультурный Проект

Энциклопедия

Противоречивость комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности – это переживание собственной бесполезности, никчемности и ущербности, когда мы чувствуем себя, как бракованный товар, который, если не пожалеют, то попросту спишут и выкинут на «помойку».

Комплекс неполноценности – одна из главных причин всех наших неврозов. Эта тема уже не раз косвенно затрагивалась на сайте под разными соусами: это и чувство собственной важности, и самолюбие, неуверенность в себе, самоутверждение и др. Наша самооценка – «хранитель» нашего психического комфорта. И если самооценка – низкая, просыпается комплекс неполноценности.

Суррогаты «полноценной жизни»
Психолог Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности небезграничны, и все желания реализовать невозможно. Пожалуй, два самых очевидных ограничителя наших желаний – это наше физическое тело со всеми своими потребностями, и наше морализирующее воспитание. Очевидно, детские игры, наполненные фантазиями – это способ компенсировать эти ограничения. Используя игрушки, ребенок проигрывает различные роли, отыграть которые в реальной жизни – возможности нет. В этих играх, «преодолевая» ограничения, таким образом, ребенок реализует свои желания.

Повзрослев, человек не покупается на детские игрушки. Но у взрослых есть свои игры — для взрослых. Кому-то, реализуя потребности своих комплексов, проще всего отрываться на близких, друзьях, или сослуживцах. Кому-то проще реализовывать себя, аналогично детям, увлекаясь миром воображения. В таких случаях мы – взрослые люди — компенсируем свой комплекс неполноценности, погружаясь в компьютерные игры, чтение романов и просмотр сериалов, где, забываясь от повседневности, мы проживаем чужую жизнь.
Человек вполне может быть удовлетворен происходящим, не срывая звезд с неба. И, конечно, если у мужчины комплекс неполноценности, из-за того, что он в детстве не наигрался в «войнушку», такие желания куда разумней растворить в ролевой игре, нежели в той или иной форме — на живых людях. Вы, наверное, уже догадываетесь, откуда берутся люди склонные к насилию. Чаще всего это связано с неблагополучным детством, когда индивидуальность ребенка жестко подавлялась.

Корнем комплекса неполноценности является страх. На поверхности — это страх оказаться неполноценным, и потому нелюбимым, отвергнутым, униженным, брошенным и одиноким. На глубинном уровне эти переживания сводятся к страху смерти.

Противоречивость комплекса неполноценности
Многих забытье в игровых суррогатах не удовлетворяет, и такие люди пробуют добиться чего-то в реальной жизни. Когда упущенная, или потенциально возможная желаемая жизнь прорывается из подсознания в форме грусти, зависти, чувства вины и ущербности, человек получает сильную мотивацию эти переживания либо заглушить, либо утолить.

Помимо разных развлечений, иногда комплекс неполноценности глушат спиртным, наркотиками, или экстремальным образом жизни. Однако куда продуктивней комплекс неполноценности утолять, реализуя действия, которые вписываются в представления о «правильном» образе жизни. Возможно, вы замечали, как после проделанного труда возникает чувство удовлетворенности. В этом смысле, комплекс неполноценности – инструмент природы, которая таким образом позаботилась о том, чтобы человек не бездельничал. Чувство вины и чувство собственной ничтожности – побуждают изменить жизнь к лучшему.

Но в этом – вся загвоздка. Здесь человек постоянно сталкивается с порочным кругом, когда комплекс неполноценности вызывает одновременно и жажду самореализации, и страх в процессе этой «реализации» облажаться, и пережить собственную никчемность и беспомощность еще сильней. Комплекс неполноценности стимулирует двигаться одновременно в двух противоположных направлениях. Человек жаждет перемен и одновременно этих перемен боится, потому что перемены требуют реальных действий, которые со всей очевидностью выявляют все наши слабости.

В противостоянии жажды перемен и страха перед ними, как правило, поочередно побеждает то одно, то другое. Но если побеждает страх, ко всем прочим негативным ощущениям, может добавиться депрессия как переживание собственной беспомощности. И в такой ситуации ощущение собственной неполноценности может дойти до крайности.

Самообман комплекса неполноценности
Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы боль от этой занозы не коверкала фасад личности, человек обряжает себя поверхностными образами, которые демонстрирует себе и другим. Наша социальная личность во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», поверхностная маска, за которой человек прячет свою суть.
Комплекс неполноценности порождает неуверенность в себе, в собственных истинах, и заставляет переживать за опоры нашей личности. Неуверенность в себе – это страх. Неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу. Мы создаем самообман, чтобы не видеть реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают нас от осознания собственной никчемности перед лицом реального мира здесь и сейчас. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в тирании и мании величия, с которыми человек возвеличивает свою ложь за чужой счет.

Под влиянием комплекса неполноценности, единственное, чего мы на самом деле хотим в глубине души – это, чтобы нас приняли со всеми нашими тараканами. На самом деле мы сами хотим принять себя в своем истинном обличии, чтобы избавиться от самобичевания и самоуничижения. Но на поверхности мы ожидаем одобрения, похвалы, хороших оценок, медалей и грамот, а в запущенной стадии – преклонений и простираний.

Не зря в голливудских фильмах одно из самых «обидных» ругательств – «неудачник». Это – человек, который игнорирует возможности, акцентируясь на причинах для пассивного бездействия, затаившись в зоне комфорта. Возможно, Вы слышали фразу: «неудачник – это каждый пассажир автобуса старше 30-и лет». И все же «неудачник» — это не образ жизни, а состояние, которое посещает почти каждого, когда среди привычных образов ума, начинают фонить нереализованные мечты.

Зачастую мы покупаем дорогие, роскошные вещи исключительно ради самоутверждения, просто потому что нам стыдно ездить в общественном транспорте в дешевом пуховике. В таком случае машина – это не средство передвижения, а только роскошь – всего лишь очередная игрушка – дань ненасытному комплексу. К сожалению, все внешние украшательства – лишь временный способ поддержать свой статус и заглушить неутолимый комплекс неполноценности.
Когда человек смакует свою нереализованность, он становится неудачником при любом раскладе – с деньгами, или без них, пока не изменит образ мышления. Человек, сдавший себя комплексу неполноценности, часто переживает зависть: ему становится легче, когда другие страдают, потому что в это время он становится более заметным и востребованным. Зависть – это желание сравняться и опередить, чтобы стать более важным и ценным в глазах других людей. Так мы начинаем соревноваться с друзьями и близкими, «кто круче». Это – психология товара. Человек сам преподносит себя в качестве товара на рынке, который оценивают потенциальные «покупатели». И если «товар» не берут, он сам включает себя в список непригодных для употребления. Комплекс неполноценности – это выдуманный товаром запах гнили, по которому этот «товар» сам зачисляет себя в «испорченные». Совсем иначе на этом рынке мыслит «покупатель»…

Когда комплекс неполноценности у человека отсутствует, или выражен слабо, он не боится проигрывать, не боится ошибок и неудач. Такой человек не станет возвышаться за чужой счет, он всегда спокойно воспринимает и критику, и комплименты. В оценке ситуации он опирается не на эмоции, а на интуицию и разум. Чтобы стать таким человеком – необходимо изучать себя. Это – самопознание. Методов много. Один из самых эффективных – работа с психологом. Другой – практика медитации. Может помочь ведение личного дневника. Иногда мощно срабатывают отношения с людьми, когда мы узнаем себя в других. В целом здесь все сводится к тому, чтобы быть честным с собою, вскрывать иллюзии, и узнавать себя. Когда человек знает себя, ему не страшно проверять на прочность собственные убеждения. Даже если все мы идем по пути наименьшего сопротивления, желание упростить и облегчить свою жизнь – превосходная мотивация для личного роста.


Алексей Владимирович Баранов 19 апр 16, 03:29
0 0

ВСЕЛЕННАЯ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ — ДОВОЛЬНО СТРАННОЕ МЕСТО...

Человек даже не изучил ее полностью, поскольку просто не имеет такой возможности. Большая часть имеющейся на данный момент информации — это теоретические выкладки ученых. Они, по счастью, подтверждаются наблюдениями космических аппаратов, но кто знает, что на самом деле происходит в глубоком космосе?

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Гравитационные волны

Альберт Эйнштейн сообщил о существовании гравитационных волн еще в 1916 году, а вот доказали его выкладки только через сто лет. Мир науки был в полном восторге: люди осознали, что пространство-время — вполне ощутимая материальная величина.

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Межпланетная транспортная сеть

Звучит, будто название книги писателя фантаста. Однако, межпланетная транспортная сеть — чуть ли не самое удивительное явление в нашей Вселенной. Она представляет собой набор путей, основанных на конкурирующей тяжести небесных тел. Спутники и даже космические аппараты могут использовать транспортную сеть, чтобы перемещаться между объектами без использования энергии.

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Плазма

Большинство из нас учили в школе, что есть три типа материи: твердая, жидкая и газообразная. Но есть и четвертая: плазма, наиболее часто встречающаяся материя во Вселенной.

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Свечение неба

Уникальное явление, которое можно увидеть только из космоса. Свечение появляется из высвобождения энергии атомов и молекул высоко в атмосфере. Выпуская свою энергию, полученную за день от солнца, молекулы могут производить видимый свет — кислород, к примеру, дает зеленый.

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Регуляция Солнца

Солнце самостоятельно регулирует состояние собственного ядра. Когда слишком много атомов водорода сталкиваются и слияние происходит при слишком высокой скорости, ядро нагревается и слегка расширяется к внешним слоям. Дополнительное пространство уменьшает плотность атомов и, следовательно, частоту столкновений — ядро начинает охлаждаться, запуская обратный процесс.

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Темная материя

Одна из самых странных вещей, с которыми приходится сталкиваться астрономам — темная материя. Это гипотетическое вещество, из которого (гипотетически) состоит 80% Вселенной. Ученые разбивают частицы в Большом адронном коллайдере, пытаясь понять, существует ли она на самом деле.

 

7 странных фактов о нашей Вселенной

 

Другие миры

Хотя ни одна миссия до ближайшей после Солнца звезды, Проксима Центавра, запланировано не было, именно там и стоит искать внеземной разум. К сожалению, космический аппарат будет путешествовать к Проксиме Центавра целых 74 000 земных лет.


Алексей Владимирович Баранов 1 июн 16, 23:55
0 0

Изучение сознания в когнитивной психологии

Психолог Иван Иванчей о феноменальном опыте, нейрональных коррелятах сознания и имплицитном научении

Сознание — это одна из самых сложных и интересных проблем в истории европейской мысли. Психология, которая вышла из философии в XIX веке, сделала сознание центральным предметом своего изучения. Но интересно отметить, что психология и сделалась отдельной наукой, для того чтобы эмпирически изучать сознание в лаборатории. Первая лаборатория, созданная Вильгельмом Вундтом в Лейпциге, была посвящена проблемам сознания. И в XIX веке довольно много психологов изучали сознание экспериментальными путями.

В XX веке доминирующей парадигмой в психологии стал бихевиоризм, то есть попытка объяснять всю психологическую жизнь человека только с помощью поведения. Бихевиоризм использовал в качестве своей методологии позитивизм, причем понимаемый очень вульгарно и примитивно. Позиция заключалась в следующем: изучать можно только те феномены, которые можно объективно наблюдать от третьего лица, то есть только наблюдаемые процессы. И на 50 лет сознание как по определению субъективный феномен ушло из психологии.

В 1960-х годах появилась когнитивная психология, которая отказалась от этого принципа изучения только наблюдаемых непосредственно явлений и стала изучать ненаблюдаемые процессы обработки информации. Но когнитивисты, как и все психологи за свою историю, хотели остаться в семье естественно-научных дисциплин и поэтому сознания все равно сторонились. Сознание не вернулось в психологию вместе с когнитивной революцией. А вот биологи (в частности, нейробиология продемонстрировала удивительные успехи на протяжении XX века), у которых никогда не было комплекса неполноценности по поводу таких вещей, начали интересоваться сознанием. И к 1990-м годам они начали задавать вопросы: «Каковы функции сознания?», «Как оно появляется в мозге?», «Как оно появляется в эволюции?»

В 1994 году в Тусоне, американском городе, произошла большая конференция, где собралось большое количество исследователей сознания из разных дисциплин. Это биологи, физики, психологи, философы. Там было много обсуждений, докладов, которые впоследствии стали легендарными. И можно сказать, что 1994-й стал годом, когда проблема сознания вновь была легитимизирована в науке, в естественной науке. И когнитивная психология тогда же взялась за эту проблему.

Что можно изучать в сознании с точки зрения когнитивной науки? Во-первых, изучать феноменальный опыт. У меня, у вас, у каждого из нас есть цельная картинка окружающего мира, причем эта картинка включает в себя агента, субъекта, который наблюдает за внешним миром, который отделяет себя от окружающего мира. Непосредственное переживание картинки окружающего мира ― это и есть феноменальность сознания. В когнитивной психологии пытаются ее изучать.

Второй аспект сознания, который изучается в психологии, ― это то, что можно назвать условно когнитивными коррелятами сознания. Когнитивная психология изучает процессы переработки информации, они могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Соответственно, разница между тем, что же происходит, чем функционально различаются осознаваемые и неосознаваемые процессы обработки информации, — это область изучения когнитивных коррелятов сознания.

Третий момент — изучение нейрональных коррелятов сознания. Нейронауки сейчас неотделимы от когнитивной психологии, и поэтому так или иначе почти всегда эти области пересекаются. Но я буду говорить о первых двух вещах ― о феноменальности сознания и о когнитивных коррелятах.

Итак, когнитивные корреляты сознания. Сама постановка проблемы стала возможной или стала актуальной, когда на протяжении второй половины XX века было показано, что огромное количество когнитивных процессов, в том числе и высокоуровневых, может протекать без участия сознания. Это было показано в разных областях психологии, в частности в исследованиях восприятия. Если человеку на 30 миллисекунд (это одна тридцатая секунды) предъявлять какое-нибудь слово, то окажется, что человек совершенно не замечает, что было что-то показано. Максимум, что он видит, — какую-то вспышку на экране. Но это слово обрабатывается мозгом и влияет на последующую обработку информации. Предположим, если на такое короткое время показывать слово «река», то слово «берег», следующее после этого уже на осознаваемом уровне, будет обрабатываться намного быстрее, чем слово «телевизор», потому что «берег» и «река» семантически связаны. Иными словами, происходит семантическая (смысловая) обработка стимулов без участия сознания.

Похожие результаты были получены и в исследованиях памяти. Например, мы можем проводить такой эксперимент с испытуемыми, у которых наблюдается амнезия, то есть они не могут переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную. Если им предъявить набор слов, то через 10 минут зачастую такие испытуемые не могут вспомнить вообще сам факт того, что какие-то слова им предъявлялись. И они не могут произвольно воспроизвести этот список и даже отдельные слова из этого списка. Но можно использовать разнообразные тесты, которые показывают, что все-таки эти слова сохранены в памяти человека.

Предположим, мы даем список слов, точнее, слогов, которые можно дополнить до целого слова. Например, мы предъявляли в первом списке человеку слово «банан», а здесь написано «бан», и мы просим его дополнить просто до конечного слова. Все эти слоги подобраны таким образом, чтобы дополнить можно было до разных слов. Например, слог «бан» можно дополнить как до «банана», так и до «банки». И оказывается, что испытуемые с амнезией, которые не могут воспроизвести никакие слова, которые им предъявляли, дополняют в тесте слова до тех, которые были раньше, а не до других, даже если частотность этих слов выровнена. То есть они им приходят в голову. Этот феномен называется имплицитной памятью и достаточно хорошо изучен. Показано, что это надежное явление, которое действительно наблюдается.

Третий пример, который можно привести, ― это имплицитное научение. Это феномен усвоения сложных закономерностей в окружающей среде без участия сознания. Эксперименты показывают, что человек может научиться различать два класса объектов на основе какого-то признака, но быть неспособным назвать, что это за признак.

Когда такое большое количество неосознаваемых феноменов было открыто, встал вопрос: а зачем вообще нужно сознание, если такие сложные процессы могут протекать без его участия? Вопрос стал актуальным и отчасти подвинул когнитивную психологию к тому, чтобы заняться проблемой сознания.

Здесь есть один интересный момент с точки зрения методологии. В этом месте сталкиваются методика исследования, экспериментальные методы и теория сознания. Для того чтобы мы в эксперименте могли сказать, что человек что-то не осознал, нам нужно иметь критерий осознания, который явным или неявным образом подразумевает какие-то теоретические представления о том, что же сознание делает, для чего оно нужно.

Например, если мы предъявляем человеку на очень короткое время какое-то слово, то самая первая идея, которая может прийти в голову, — мы можем спросить человека, что он увидел. Если человек говорит, что ничего не видел, или не может назвать слово, то мы делаем вывод, что он не осознал. А если он называет слово, то мы делаем вывод, что он осознал эту стимуляцию. Здесь заложена идея того, что сознание как-то связано с вербализацией ― способностью сформулировать вербально психические репрезентации, которые у нас есть, и передать их другому человеку.

Довольно быстро было показано, что вербализация непрямыми способами связана с сознанием. Прежде всего, когда человек ничего не может сказать, на самом деле сознание не пусто, человек может осознавать фрагменты стимулов, что-то чувствовать по их поводу. При этом не может обернуть это в вербальные конструкции. В жизни тоже часто такое происходит, когда мы что-то чувствуем, знаем, но не можем сформулировать вербально. И все исследователи, которые изучают детское развитие, да и каждый родитель, предполагают, что дети чувствуют боль сознательно и какие-то сознательные переживания у них есть. Естественно, вербализация никак не может помочь нам разрешить проблему того, осознает ли человек, который находится в коме, что-нибудь или нет, потому что сказать он нам ничего не может, но не факт, что это говорит о том, что он не осознает.

Другой пример когнитивных коррелятов сознания — изучение контроля. Связь контроля и сознания — идея не новая, но в когнитивной психологии были проведены изящные эксперименты, которые демонстрируют сущностную связь этих двух явлений.

Давайте вернемся к примеру эксперимента, где испытуемым с амнезией предъявляли списки слов для запоминания. Если сравнить группу больных амнезией и группу здоровых испытуемых, что будет наблюдаться? Здоровые испытуемые, если им предъявить список из 20 слов, смогут произвольно воспроизвести какую-то часть этих слов через 10 минут или через час. Больные амнезией не смогут этого сделать. Если мы даем им тест на дополнение слов, про который я уже говорил, то оказывается, что и больные амнезией, и здоровые испытуемые дополняют эти слова с примерно одинаковой точностью до тех, которые были в списке, раньше предъявляемом. Но самое интересное происходит, когда мы просим испытуемых дополнять до слов, которых не было в списке раньше. Здоровый испытуемый, если он помнит, что ему предъявлялось слово «банан», а он видит слог «бан», может отфильтровать слово «банан» и написать «банка». Испытуемые с амнезией, с имплицитной памятью не могут этого сделать. Они также дополняют этот список до тех слов, которые им раньше предъявлялись. Таким образом, сознание позволяет нам контролировать поведение. Причем важно не инициировать какое-то произвольное поведение, а именно отфильтровывать поведение, которое нужно затормозить.

Еще один интересный пример исследований когнитивных коррелятов сознания был сделан в рамках изучения того, как сознание встраивает поступающую информацию в окружающий контекст. Энтони Марсел был пионером исследований подпорогового восприятия, то есть восприятия на таком уровне, который не достигает порога осознания. И он проводил такой эксперимент: он предъявлял подпороговые праймы, то есть стимулы, которые предъявляются на 30 миллисекунд и не осознаются человеком, и использовал двойственные слова, имеющие два значения (например, кисть может быть и инструментом художника, и частью тела), и он предъявлял прайм, а затем целевое слово, на которое человек должен был реагировать, как-то его опознавать. Это могло быть слово, связанное либо с одной интерпретацией, например «художник», либо с другой интерпретацией, например «рука».

Но Марсел добавлял еще одну вещь ― он задавал контекст всей ситуации. Например, большими буквами в начале пробы писал «живопись» или «тело», задавая таким образом контекст всей пробы. Оказалось, что если предъявлять прайм «кисть» на подпороговом уровне, когда человек не осознает, то ускоряется обработка обоих значений ― и значения «рука», и значения «художник». В то же время если давать прайм чуть-чуть надпороговый (то есть предъявлять на 50–60 миллисекунд, когда мы уже можем заметить слово «кисть»), то, если было написано «живопись, кисть, художник», восприятие «художника» сильно ускоряется ― это слово, которое соответствует контексту. Человеку легче опознать слово «художник», чем нейтральное слово, а восприятие слова «рука» сильно замедляется, тормозится в такой ситуации.

Казалось бы, осознание какого-то объекта тормозит наше восприятие, снижает его точность. Но на самом деле все намного интереснее: сознание на самом деле выбирает одну из интерпретаций поступающей информации, которая встраивается в наш актуальный жизненный осознаваемый контекст. Это такая продуктивная работа, которая на самом низком уровне может выглядеть как неэффективность, и на самом деле это большой выигрыш, потому что сознание строит согласованную картину окружающего мира.

А теперь поговорим про феноменальность сознания. Как она изучается в экспериментах? Здесь намного меньше исследований, потому что это более трудная для понимания тема. Я приведу один пример — исследования свободы воли. Такая философская проблема, которая в рамках когнитивной науки стала эмпирической.

Все началось с исследований Бенджамина Либета, который в своих экспериментах делал следующее: просил людей в любой момент времени, когда они захотят, двинуть либо правым пальцем, либо левым. И он показал в своих экспериментах, что если мы фиксируем активность мозга, активность коры головного мозга, то можно зафиксировать в двигательной коре возбуждение еще до того, как человек скажет нам, что он захотел подвигать правым или левым пальцем. То есть по активации коры можно сказать, каким пальцем захочет двигать человек. Эти исследования много раз повторялись, оспаривались, но сейчас это достаточно надежный факт. Можно действительно предсказать по активации мозга, какой выбор сделал человек в такой ситуации.

Чувство того, что мы чего-то захотели, возникает после того, как на самом деле поведение уже подготовлено. Процесс этого чувства контроля (по-английски обычно используется термин sense of agency) изучается как раз когнитивной психологией. Обычно для этого используются такие экспериментальные установки: у человека есть какой-нибудь джойстик, который он двигает, и на экране происходят какие-то события, они могут быть либо связаны, либо не связаны с тем, что делает человек, как он двигает рукой. Оказывается, что в одинаковых условиях связи движения руки и происходящего на экране человек может совершенно по-разному ощущать свой контроль над этой ситуацией.

Есть разные способы измерения чувства контроля. Например, можно просто попросить человека по восьмибалльной шкале оценить, насколько он контролировал то, что происходит на экране компьютера. А есть более интересные способы. Например, метод сенсорной аттенюации, основанный на предыдущих экспериментах, в которых было показано, что если человек чувствует, что он контролирует ситуацию, то последствия своих действий он воспринимает менее интенсивно с точки зрения ощущений. Если человек нажал кнопочку и через несколько секунд раздался сигнал, то, если человек осознает, что это он стал причиной действий, громкость ему кажется более низкой. Замеряя то, насколько человек ощущает эти сигналы, можно изучать его внутренние ощущения, чувство контроля, не спрашивая у человека напрямую.

Что же мы знаем о сознании на сегодняшний день? Сознание — это некоторый механизм в мозге, который выстраивает непротиворечивую картину мира, который позволяет нам контролировать наше поведение и в то же время позволяет нам объяснять его, строить интерпретации происходящего в окружающем мире.

Мне кажется, что в ближайшие годы, в ближайшие десятилетия наиболее актуальным вопросом в области исследования сознания будет изучение феноменальности сознания, потому что эта проблема более трудна для описания, чем исследования когнитивных коррелятов. Тут я процитирую Майкла Газзанигу, который говорит, что важнейшим шагом на пути объяснения феноменальности сознания будет создание нового языка описания этого феномена ― описания, понимания, обсуждения. Напомню, что в науке очень важно не только ставить вопросы и искать ответы на них, но ставить вопросы таким образом, чтобы на них можно было найти эмпирический ответ. И мне кажется, что когнитивная психология в этом смысле сыграет важнейшую роль, потому что она переводит абстрактные теоретические конструкции из философии на уровень проверяемых экспериментальных гипотез и дальше позволяет проводить их к нейронаукам, которые могут изучать эти процессы в мозге.


Алексей Владимирович Баранов 28 дек 17, 18:01
0 0

САМЫЙ БОЛЬШОЙ СПИСОК ФИЛЬМОВ О ПСИХОЛОГИИ

1 — Фильмы, рассказывающие о становлении психологии, психотерапии и смежных отраслей; судьбе и профессиональном становлении конкретных исторических персонажей • Кинси / Kinsey; Билл Кондон, США-Германия, 2004. • Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept; Пинчас Перри, США, 2008. • Мастер / The Master Пол Томас; Андерсон, США, 2012. • Меня зовут Билл У / My Name Is Bill W; Дэниел Питри, США, 1989. • Опасный метод / A Dangerous Method; Дэвид Кроненберг; Германия, Канада, Великобритания, Швейцария, 2011. • Принцесса Мария Бонапарт / Princesse Marie; реж. Бенуа Жако, Австрия, 2004. • Рагин; Кирилл Серебренников, Россия, 2004. • Сабина / Soul Keeper, The; Роберто Фаэнца, Франция- Великобритания-Италия, 2003. • Фрейд и благочестивая Марта; (документально-историческая реконструкция), Татьяна Малова, Россия, 2009. • Фрейд / Freud; Мойра Армстронг, Великобритания, 1984. • Фрейд: Тайная страсть / Freud; Джон Хьюстон, США, 1962.

2 — Фильмы, где можно увидеть за работой психолога или психотерапевта: технику, модели поведения, примеры оказания успешной и неуспешной профессиональной психологической помощи, разобрать проблемы, ошибки психологов, их находки и удачи • Без свидетелей (сериал); реж. Илья Малкин, Россия, 2012. 2 • Дон Жуан де Марко / Don Juan DeMarco; Джереми Левен, США, 1995. • Древо жизни / The Tree of Life; Терренс Малик, США • Другая Земля / Another Earth; Майк Кэхилл, США, 2011. • Дьявол и госпожа Д / Der grosse Bagarozy; реж. Бернд Айхингер, Германия, 1999.2 • Инсайт; реж.Рената Грицкова, Беларусь, 2009.2 • Искусство негативного мышления / Kunsten å tenke negativt / The Art of Negative Thinking; Бард Брейен, Норвегия, 2006. • Лечение / In Treatment; 3 сезона, Родриго Гарсия, Пэрис Барклай, Мелани Мейрон и др.., США, 2008-2010. • Лилит/Lilith, Роберт Россен, США, 1964. • Лицом к лицу / Ansikte mot ansikte; реж. Ингмар Бергман, Швеция, Италия; 1976. • Необходимая жестокость / Necessary Roughness (сериал); реж.Кевин Даулинг, США, 2011. • Обыкновенные люди / Ordinary people; Роберт Редфорд, США, 1980. • Особые отношения / Sans queue ni tête, Жанна Лабрюн, Франция, 2010. • Посредник Кейт (Все законно) / Fairly Legal; Сериал.реж. Антон Кроппер, США, 2011. • Предельный закат / Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» The Sunset Limited; Томми Ли Джонс, США, 2010. • Принцесса Мария Бонапарт / Princesse Marie; реж. Бенуа Жако, Австрия, 2004. • Присевшие на прозак под знаком скорпиона / Scorpio Men on Prozac; реж. Рэнд Марш, США, 2010. • Пробуждения / Awakenings; Пенни Маршалл, США, 1990. • Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoo’s Nes; Милош Форман, 1975. • Псих; видеозапись спектаклья Театра-судии О.Табакова, Реж.Андрей Житинкин, по роману Александра Минчина, постановка 1995 года, запись 2005. • Психоаналитик / Shrink, Джонас Пейт, США, 2005. • Руби Спаркс / Ruby Sparks; реж.Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, США, 2012. • Семейная жизнь / Family Life, реж. Кен Лоуч, Великобритания, 1971. • Сибилла / Sybil, Джозеф Сарджент, США, 2007. • Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting; Гас Ван Сент, 1997.

3 — Фильмы, позволяющие проанализировать и осмыслить с точки зрения философии и теории основных терапевтических модальностей личностные и межличностные проблемы, психологические кризисы людей (в том числе инвалидов и лиц с нервно-психическими и соматическими заболеваниями), в преодолении которых может быть оказана психологическая помощь • Антихрист / Antichrist; Ларс фон Триер, Германия-Дания-Швеция-Франция- Италия-Польша, 2009. • Ахиллес и черепаха / Akiresu to kame; Такеши Китано, Япония, 2008. • Бедная, богатая девочка / Young Adult; реж.Джейсон Райтман, США, 2012. • Блеск /Shine, Скотт Хикс, Австралия, 1997. • Босиком по мостовой / Barfuss; Тиль Швайгер, Германия, 2005. • В диких условиях / Into the Wild; Шон Пенн, США, 2007. • Ванильное небо Vanilla Sky; Кэмерон Кроу, США, Испания, 2001 • Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul; Ким Ки Дук, Германия, Корея Южная, 2003. • Гарольд и Мод / Harold and Maude; реж. Хэл Эшби, США, 1971. • Голая бухта / Vuosaari; реж. Аку Лоухимиес, Финляндия, 2012. • Господин Никто / Mr. Nobody; Жако Ван Дормель, Германия-Канада-Франция-Бельгия, 2009. • Грозовой перевал / Wuthering Heights; реж.Коки Гидройч Великобритания, 2009. • Грязная любовь / Dirty Filthy Love, Эдриан Шерголд, 2004. • Дни вина и роз / Days of Wine and Roses; Блейк Эдвардс, США, 1962. • Другая женщина / Another Woman; Вуди Аллен, США, 1988. • Если / If…. ; Линдсэй Андерсон, Великобритания, 1968. • Жестокий ручей (Злая речка, Бухта мести) / Mean Creek; реж.Джейкоб Аарон Эстес, США, 2004. • Жизнь как дом / Life as a House; реж. Ирвин Уинклер, США, 2001. • Заплати другому / Pay It Forward; реж.Мими Ледер, США, 2000. • Зона военных действий / The War Zone; Тим Рот, Великобритания, Италия, 1998. • Идиоты. Догма №2 / Dogme 2 – Idioterne; Ларс фон Триер, Дания-Швеция-Франция-Нидерланды-Италия; 1998. • Инстинкт / Instinct; Джон Тартелтауб, США, 1999. • История Антуана Фишера / Antwone Fisher, Дензел Вашингтон, США, 2002. • Как я провел этим летом; Алексей Попогребский, Россия, 2009. • Король говорит / The King’s Speech; Том Хупер, США, Великобритания, Австралия, 2010. • Ледяной ветер / Ice Storm, The; Энг Ли, США,1997. • Лилит / Lilith; Роберт Россен, США, 1964. • Лицом к лицу / Ansikte mot ansikte; реж. Ингмар Бергман, Швеция, Италия; 1976. • Лучше не бывает / As Good as It Gets; Джеймс Л. Брукс, США, 1997 • Мой парень – псих / Silver Linings Playbook; реж.Дэвид О. Расселл, США, 2012. • Морфий; Балабанов, Россия, 2008 • Моя девочка не хочет (дословно: Нет, доченька, ты не пойдёшь на танцы) / Non ma fille, tu n’iras pas danser, Кристоф Оноре, Франция, 2009. • Мэй / May; реж. Лаки МакКи, США, 2002. • О, счастливчик / O Lucky Man! Линдсэй Андерсон, США-Великобритания 1973. • Обыкновенные люди / Ordinary People; Роберт Редфорд, США, 1980. • Остров фантазий / Fantasy Island Перри Лэнг, Деран Сарафян, Рик Уоллес и др.США 1998 (1 сезон) • Палата №6; Александр Горновский, Карен Шахназаров, 2009. • Палата The Ward; Дж.Карпентер, США, 2010. • Парни не плачут / Boys Don’t Cry; реж. Кимберли Пирс, США, 1999. • Повелитель приливов / The Prince Of Tides; Барбра Стрейзанд, США 1991. • Полет длиною в жизнь / Winged Creatures; Роуэн Вудс, США, 2008. • Последний Мамонт Франции / Mammuth; Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин, Франция, 2010. • Последняя любовь на Земле / Perfect Sense; реж.Дэвид МакКензи, Дания, Швеция, Великобритания, Ирландия, 2011. • Потомки / The Descendants; реж. Александр Пэйн, США, 2011. • Похороните меня за плинтусом; Сергей Снежкин, Россия, 2008. • Присевшие на прозак под знаком скорпиона / Scorpio Men on Prozac; реж. Рэнд Марш, США, 2010.2,3 • Простые вещи; Алексей Попогребский, Россия, 2009. • Псих; видеозапись спектаклья Театра-судии О.Табакова, Реж.Андрей Житинкин, по роману Александра Минчина, постановка 1995 года, запись 2005. • Птаха / Birdy; Алан Паркер, США 1984. • Пыль; Сергей Лобан, Россия, 2001. • Пять чувств / The Five Senses; Реж.Джереми Подесва, Канада, 1999. • Рассекая Волны / Breaking the Waves; реж. Ларс фон Триер, 1996. • Реальная любовь / Love Actually; Ричард Кёртис, США-Великобритания, 2003. • Руби Спаркс / Ruby Sparks; реж.Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, США, 2012. • Садист / Bully; реж.Ларри Кларк, США, Франция, 2001. • Семейная жизнь / family life , реж. Кен Лоуч, Великобритания, 1971. • Синоптик / The Weather Man; реж. Гор Вербински, США, Германия, 2005. • Собака Павлова; Екатерина Шагалова, Россия, 2005. • Солист / The Soloist; Джо Райт, США-Франция-Великобритания, 2009. • Стон черной змеи / Black Snake Moan; Крэйг Брюэр, США, 2006. • Стыд / Shame; реж. Стив МакКуин Великобритания, 2011. • Стюарт: Прошлая жизнь / Stuart: A Life Backwards; реж. Дэвид Эттвуд Великобритания, 2007. • Субмарино / Submarino; Томас Винтерберг, Дания- Швеция, 2010. • Таинственный Альберт Ноббс / Ноббс Albert Nobbs; реж. Родриго Гарсия, Великобритания, 2011. • Ты встретишь таинственного незнакомца / You Will Meet a Tall Dark Stranger; Вуди Аллен; США, Испания, 2010. • Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting; Гас Ван Сент, США,1997. • Хороший мальчик / Beautiful Boy; Шон Ку, США, 2010. • Хроники обыкновенного безумия /Príbehy obycejného sílenství; Петр Зеленка, Германия, Чехия, Словакия 2005. • Чат / Chatroom; Хидео Наката, Великобритания, 2010. • Человек дождя / Rain Man, Барри Левинсон, США,1988. • Шапито шоу; реж. Сергей Лобан, Россия, 2011. • Шоковый коридор / Shock Corridor; Реж.Сэмюэл Фуллер, США, 1963. • Южане / Scorchers; Дэвид Берд, США, 1992. • Юрьев день; Кирилл Серебрянников, Россия, 2008. • Я только хочу чтобы вы меня любили / Ich will doch nur, daß ihr mich liebt; Райнер Вернер Фассбиндер, Германия,1976. • Я; Игорь Волошин, Россия, 2009.

3.1 — Экзистенциальные кризисы, пересмотр ценностных ориентиров перед лицом смерти, суицид • Норвежский лес / Noruwei no mori; Чан Ань Хунг, Япония, 2010. • Гитара / The Guitar; реж. Эми Редфорд, США, 2008. • Достучаться до небес / Knockin’ on Heaven’s Door, реж. Томас Ян, Германия, 1997. • Марта, Марси, Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene; Шон Дуркин, США, 2011. • Мне не больно; реж. Алексей Балабанов, Россия, 2006. • Неуместный человек / The Bothersome Man / Brysomme mannen, Den; Йенс Льен, Исландия- Норвегия, 2006. • Моя жизнь без меня / My Life Without Me; реж. Изабель Койшет, Канада-Испания, 2003.

3.2 — Горе утраты • Другая Земля / Another Earth; Майк Кэхилл, США, 2011. • Норвежский лес / Noruwei no mori; Чан Ань Хунг, Япония, 2010.

3.3 — Принятие себя и своей судьбы после травмы, ограничившей возможности. проблемы социальной адаптации • Эта жизнь для тебя / Die Zeit, die man Leben nennt Шарон фон Витерсхайм, Германия, Австрия, 2008. • 1 1 / Неприкасаемые/ Intouchables; реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано, Франция, 2011. • Бен Икс / BenX; Ник Бальтазар, Нидерланды- Бельгия, 2007. • Внутри себя я танцую / Inside I’m Dancing; Дэмиэн О’Доннелл, Франция- Великобритания- Ирландия, 2004. • Ключи от дома / Le Chiavi di casa; Джанни Амелио, Италия, Германия, Франция, 2004 • Марта, Марси Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene; реж.Шон Дуркин, США, 2011. • Море внутри / Mar adentro; Алехандро Аменабар Испания, Франция, Италия 2004 • Скафандр и бабочка / Le scaphandre et le papillon; Джулиан Шнабель, США-Франция 2007. • Эта жизнь для тебя / Die Zeit, die man Leben nennt: Шарон фон Витерсхайм, Германия, Австрия, 2008. • Я Сэм / I am Sam, Джесси Нельсон, 2001. • Заклинатель лошадей (1998)

4.1 — Тоталитарные секты • Плетеный человек / The Wicker; реж. Нил ЛаБут Man, США, 2006. • Мастер / The Master Пол Томас; Андерсон, США, 2012. • Марта, Марси, Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene; реж. Шон Дуркин, США, 2011.

4.2 — Фильмы, демонстрирующие возможность преодоления, совладания, самопомощи, т.е. — личностный рост персонажей • 2 дня; сценарист и реж. — Авдотья Смирнова, Россия, 2011. • Все путем / Everything must go; Дэн Раш, США, 2010. • Герой / Hero, Стивен Фрирз, США,1992. • Грязная любовь / Dirty Filthy Love, Эдриан Шерголд, Великобритания, 2004. • Изгой / Cast Away; Роберт Земекис, США, 2000. • На острой грани / Running with Scissors; реж. Райан Мерфи по роману Огюстена Берроуза, США, 2006. • Прерванная жизнь / Girl, Interrupted, Джеймс Мэнголд, США, 1999. • Случайный турист / Турист поневоле / The Accidental Tourist Лоуренс Каздан (Lawrence Kasdan), США, 1988. • Телохранитель / London Boulevard (Уильям Монахэн / William Monahan), США, Великобритания, 2010. • Тэмпл Грандин / Temple Grandin Мик Джексон, США, 2010. • Это очень забавная история / It’s Kind of a Funny Story; Анна Боден, Райан Флек, США, 2010. • Я киборг, но это нормально; Пак Чхан-ук, Южная Корея, 2006.

5 — Фильмы, демонстрирующие закономерности роста и развития личности, проблемы взросления, социализации, проблемы образования • Аквариум / Fish Tank Реж.Андреа Арнольд, Великобритания, Нидерланды, 2009. • Анита: Дневник девушки-подростка / Anita — ur en tonarsflickas dagbok; Торгни Вискман, Швеция, Франция, 1973. • Большая маленькая я / L’âge de raison; реж. и сцен. Ян Самюэль, Франция, 2010. • Вас не догонят / Lost and Delirium; Леа Пул, Канада, 2001. • Все умрут, а я останусь; Валерия Гай-Германика, 2008. • Жизнь за гранью / After.Life; реж.Агнешка Войтович-Восло США, 2009. • Затравленная / Hounddog; Дебора Кампмейер, США, 2007. • Класс / Klass; Ильмар Рааг, Эстония, 2007. • Королевство полной луны / Moonrise Kingdom; реж.Уэс Андерсон, США, 2012. • Красивая и сумасшедшая (Сумасшедшая красавица) / Luan qing chun; реж. Чи Й. Ли, Тайвань, 2008. • Крыша; Борис Грачевский, Россия, 2009. • Лицом к лицу / Ansikte mot ansikte; реж. Ингмар Бергман, Швеция, Италия; 1976. • Мир от Гарпа / The World According to Garp; Джордж Рой Хилл, США, 1982. • Моя маленькая принцесса / My Little Princess; реж.Ева Ионеско, Франция, 2011. • Обезьянки / Apflickorna; реж. Лиза Ашан, Швеция, 2011. • Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society; Питер Уир, США, 1989. • Отрыв / Taking Off реж.Милош Форман, 1971, США. • Переходный возраст / How to Be; Оливер Ирвинг, Великобритания, 2008. • Полисс / Polisse; реж. Майвенн Ле Беско, Франция, 2011. • Призрачный мир / Ghost World; Терри Цвигофф, США-Германия- Великобритания, 2001. • Ржунимагу / LOL(Laughing Out Loud); Лиза Алессандрин, Франция, 2008. • Руби Спаркс / Ruby Sparks; реж.Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, США, 2012. • Русское; Александр Велединский, сценарий: Александр Велединский, Эдуард Лимонов, Россия, 2004. • Стюарт: Прошлая жизнь / Stuart: A Life Backwards; реж. Дэвид Эттвуд Великобритания, 2007. • Учитель на замену / Detachment; реж. Тони Кэй США, 2011.

5.1 — Проблемы самоидентификации, психосексуального развития • Вас не догонят / Lost and Delirium; Леа Пул, Канада, 2001. • Водяные лилии /Naissance des pieuvres; Селин Скьямма, франция, 2007. • Дневник Карлоты / El diario de Carlota реж. Хосе Мануэль Карраско, Испания, 2010. • Дневник лесбиянки / Eloïse, реж.Хесус Гарай, Испания, 2009. • Сорванец / Tomboy; Селин Скьямма, франция, 2011.

5.2 — Травля, детская жестокость • Жестокий ручей (Злая речка, Бухта мести) / Mean Creek; реж.Джейкоб Аарон Эстес, США, 2004. • Садист / Bully; реж.Ларри Кларк, США, Франция, 2001. • Суки / Perras; реж. Гильермо Риос, Мексика, 2011. • Кибер-террор / Cyberbully реж. Чарльз Бинами, Канада, 2011

5.3 — Формирование девиантного поведения • Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups; ФрансуаТрюффо, Франция, 1959. • Я; Игорь Волошин, Россия, 2009.

6 — Фильмы где демонстрируемые образцы психопатологии персонажей могут служить иллюстрациями к курсу патопсихологии или психиатрии • Агнозия / Agnosia; Реж. Эудженио Мира, Испания, 2010. • Будучи там / Being There; реж. Хэл Эшби, США, 1979.6,7Глюки / Bug; реж. Уильям Фридкин, США, 2006. • Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» / The Sunset Limited, реж. Томми Ли Джонс, США, 2010. • Девушка на мосту / La fille sur le pont, реж. Патрис Леконт, Франция, 1999. • Змеиная яма / The Snake Pit; Реж. Анатоль Литвак, США, 1948. • Изнутри / On the Inside; Режиссёр и сценарист Д.В. Браун, США, 2011. • Котоко / Kotoko Режиссер: Синья Цукамото Япония 2011. • Лабиринты / Dédales; Реж.Рене Манзор, Франция, Бельгия, 2003. • Машинист / El Maquinista; Брэд Андерсон, Испания, 2004. • Мой парень – псих / Silver Linings Playbook; реж.Дэвид О. Расселл, США, 2012. • На острой грани / Running with Scissors; реж. Райан Мерфи по роману Огюстена Берроуза, США, 2006.


Алексей Владимирович Баранов 14 сен 16, 10:57
0 0

Сохранение тела (или мозга) в сверхнизких температурах


Алексей Владимирович Баранов 15 апр 16, 22:57
0 0

О науке "Геофилология"

Геофилология - наука о профессиональном прагматическом подлоге Исторических Фактов, имеющая обычно геополитические цели.


Алексей Владимирович Баранов 20 авг 16, 12:51
0 0

Об Абстрактном Мышлении

 

"Абстрактное Мышление" - Объект. Внутри и во вне Субъекта. Единичного Субъекта и Общества (как Коллективного Бессознательного, к примеру...). Есть и Коллективное Сверх-Сознательное - Бог, выступающее и как Объект (Безличное Начало Божества), и как Субъект(-ы) (Сверх-Личность(-ти), обладающая Индивидуальностью(-тями).

 

 

 


Алексей Владимирович Баранов 28 мар 16, 01:51
0 0

36 сайтов, чтобы научиться новому

Чтобы научиться чему-то новому, необязательно ходить на дорогостоящие курсы и просиживать часы в университетах. Виталий Дьяченко выбрал более трех десятков сайтов, на которых есть все, что вам нужно  —  от искусства до технологий. Здесь можно выучить практическое «все-что-угодно», от приготовления хуммуса до создания веб-приложения. И большинство из них бесплатны.

Учиться онлайн

edX  —  Онлайн-курсы лучших университетов мира

Coursera — Лучшие курсы в мире. Онлайн. Бесплатно

Coursmos  —  Микрокурсы

Highbrow  —  Ежедневные курсы в почтовый ящик

Skillshare  —  Уроки и проекты, которые развивают креатив

Curious  —  Тренировка навыков при помощи видео-уроков

lynda.com  —  Технологии, креатив и бизнес-навыки

CreativeLive  —  Уроки по креативности от топ-экспертов

Udemy —  Навыки, которые пригодятся

Выучить еще один иностранный язык

Duolingo  —  Изучи иностранный бесплатно

Lingvist  —  Изучи иностранный за 200 часов

Busuu  —  Бесплатное комьюнити для изучения языков

Memrise  —  Флешкарты для пополнения словарного запаса

Расширить кругозор

TED-Ed  —  Образовательные видео

Khan Academy — Огромная библиотека интерактивного контента

Guides.co — Огромная библиотека

Squareknot — Красивые пошаговые инструкции

Learnist — Изучай при помощи веб, печатного и видео контента

Кодить

Codecademy  —  Научиться кодить интерактивно, бесплатно

Stuk.io  —  Научиться кодить с нуля

Udacity  —  Общепризнанный лидер по обучению

Platzi  —  Уроки по дизайну, маркетингу и кодовству

Learnable  —  Лучший способ изучить web-development

Code School  —  Изучение кодовства в процессе

Thinkful  —  Продвинься в карьере в процессе менторства 1-на-1

Code.org  —  Обучение прямо сегодня по легким инструкциям

BaseRails — Освой Ruby и другие веб-технологии

Treehouse — Изучи HTML, CSS, создание приложений для iPhone и много другого

One Month — Научись кодить и создавать веб-приложения за месяц

Dash  —  Научись создавать крутые веб-сайты

Работать с данными

DataCamp  —  Онлайн-курсы по базам данных

DataQuest  —  Изучи управление данными прямо со своего браузера

DataMonkey — Развей аналитическое мышление. Очень просто и увлекательно

Ну и еще...

Chesscademy  — Научись бесплатно играть в шахматы

Pianu  —  Интерактивный способ изучения игры на фортепиано  онлайн

Yousician  —  Персональный репетитор игры на гитаре


Алексей Владимирович Баранов 1 июн 16, 19:48
0 0

Мучительный путь нарцисса

Так хочется стать кем-то значительным, важным, запоминающимся! Хочется каждому, уверяю вас. Если уж не прославиться на весь мир и войти в анналы, то хотя бы иметь пусть небольшую, но уникальную черту. Ну, хоть как-то по-особенному готовить борщ, рассказывать анекдоты или даже болеть.

Психологическая особенность, присущая каждому, что поделаешь... Люди делятся на тех, кто признает это в себе, и тех, кто по каким-то загадочным причинам пока не хочет признать. Ощущать себя неповторимым – это так «правильно» с психологической точки зрения. Но у некоторых из нас есть определенная предрасположенность к тому, чтобы считать себя не просто неповторимым, а уникальным в своем величии или своем ничтожестве. Внутри каждого из нас живет свой нарцисс, только как он там живет – вот в чем вопрос.

Нарциссические черты есть у каждого. Просто выражены в разной степени. И в разной же степени мешают или помогают жить. Система воспитания, особенности менталитета, ценности общества – буквально все способствует тому, чтобы нарциссизм как психологическая особенность или даже как патологический характер расцветал и все глубже пускал корни. В бытовом представлении нарциссом принято называть человека самовлюбленного, эгоистичного, зацикленного на себе. Почти все помнят из школьных уроков миф о Нарциссе, безвременно погибшем от безграничной любви к себе, и о женщине, наказавшей его, заставив умереть от самолюбования над чистыми водами ручья.

Симптомы нарциссизма

В психологии мы больше говорим о нарциссических нарушениях или о нарциссическом характере, которые лишь отдаленно напоминают бытовое представление о юноше из древнегреческого мифа. Итак, классические симптомы нарциссизма.

1. Ощущение внутренней пустоты. Сам нарцисс описывает это так: «Это вакуум, пустота, всегда свистящая в тебе, всегда холодящая спину. И что бы ты ни сделал, чего бы ни добился, все проваливается в эту черную дыру. Все время есть иллюзия того, что вот-вот дыра наполнится, конечно, не чередой мелких побед и никому не нужных малых достижений, а чем-то великим. Только грандиозная победа может заткнуть эту дыру навсегда! Вот поэтому я отказываюсь от малых побед: какой смысл, если они не приносят избавления, если не наполняют и не латают во мне дыры. Вот потому я жду большой победы, как спасения, как награды за мои мучения».

Все родом из детства, в том числе и «нарциссическая дыра». Если когда-то нас любили за наши достижения, нашу функциональность, то не удивительно, что, когда мы вырастаем, у нас остается ощущение, будто нас будут любить только при условии, что мы станем «совершенной функцией». В функцию «ребенок» или «мой сын», «моя дочь» может входить все что угодно, но, как правило, туда входит выполнение совершенно определенных задач: делать уроки, получать «пятерки», убирать квартиру, поступать в соответствии с родительскими ожиданиями (часто противоречивыми).

2. Оценивание и обесценивание. Человеку с нарциссическими нарушениями свойственно постоянно оценивать всех вокруг, сравнивать себя с другими. Ведь именно так поступали с ним родители. Они без конца оценивали его поступки и действия, а также сравнивали его с другими детьми, ставили ему в пример кого-то в надежде, что будущий нарцисс исправится и будет равняться на положительные примеры.

В результате, первое, чего добились родители, – сделали своего ребенка вечно зависящим от внешней оценки, постоянно готовым выдать критическое замечание как в свой адрес, так и по отношению ко всему миру. В итоге нарцисс как правило недоволен собой и окружающим миром. Второе – они не научили его искать себя, осознавать собственные особенности, и в соответствии с этим выбирать свою нишу для самореализации, а приучили к бесконечному сравниванию себя с кем-то, а поскольку критерии высоки, то сравнение, как правило, не в его пользу. Это неизбежно зарождало в ребенке скрытый конфликт: с одной стороны, ему хотелось ощущать себя уникальным и неповторимым, с другой, он быстро привык к сравнению, а значит, он – всего лишь «один из», и к тому же, как правило, не самый лучший.

Часто родители совершенно ошибочно полагают, что нарциссом может стать только тот ребенок, которого много хвалят. Это, безусловно, заблуждение. Хвалить вовсе не обязательно, достаточно оценивать и сравнивать, делая акцент главным образом на достижениях ребенка, а не на нем самом. Поскольку маленький нарцисс получил от своих родителей послание, что он всегда недостаточно хорош и успешен, то у него формируется такой механизм, как обесценивание. Все, что достигнуто тяжелым трудом или часто невероятными усилиями (он ведь стремится к совершенству, а совершенство просто не дается), все это признается только сегодня, а завтра уже ничего не значит.

Пройдет всего несколько лет, и для уже повзрослевшего нарцисса успешно снятый фильм, гениальная книга, великолепная картина, нобелевская премия будут иметь значение только в момент признания, всего несколько минут или дней он будет считать себя достойным и успешным. Назавтра он снова начнет считать себя совершенно бездарным, ничего не умеющим, все начинающим с «белого листа».

Очень часто нарцисс пытается спастись от вездесущего обесценивания и всепроникающей пустоты тем, что стремится заполнить внутреннюю дыру машинами, квартирами, карьерами, статусом, деньгами, властью. Но его личная трагедия в том, что ему всегда мало, и чем больше способов и средств он уже перепробовал для затыкания дыры, тем меньше шансов у него остается. Вот потому страдания нарциссов, у которых «уже все есть», наиболее сильны и удушающи.

3. Маятник с большой амплитудой. Нарцисс в основном находится в двух полярных состояниях. Он то божественно прекрасен и всемогущ (в периоды признания его достижений), то он полный неудачник и ничтожество (в периоды его ошибок или непризнания). Именно так. Полярности не «хороший – плохой», а именно «божественно крут – полное ничтожество». И потому он часто легко и незаметно для самого себя и окружающих может оказаться в любом из этих состояний. «Тумблер» для переключения состояния всегда один: внешняя или внутренняя оценка, так или иначе связанная с внешним признанием или самопризнанием.

Маятник, с одной стороны, делает жизнь нарцисса эмоционально яркой, насыщенной. От постоянной смены признаний и непризнаний он то погружается в глубины страданий, то взлетает в небеса эйфории. Но с другой стороны, чем больше амплитуда, тем сильнее истощение. Такие клиенты чаще пребывают в обессиливающей депрессии, поскольку в периоды редких эйфорий они активны и тратят много душевных и физических сил. А депрессия – зачастую единственный способ «заземлиться», накопить силы, оправдать собственное бездействие, за которым на самом деле стоит страх еще раз испытать разочарование от собственной неудачи.

Важно понимать, что им действительно трудно решиться на что-то, настолько велик риск возможного тяжелого переживания собственной ничтожности. Чем старше они становятся, тем труднее дается им любое начинание, любая новая деятельность, поскольку им кажется, что они должны непременно справляться со всем, причем сразу и не просто на пять, а недостижимо-безупречно. А поскольку сесть на велосипед в первый раз и сразу поехать, ни разу не упав и даже не вильнув рулем, невозможно, то ошибки неизбежны, они то и пугают желающих во что бы то ни стало быть «божественными» нарциссов.

Поскольку такие люди сами себя видят через две узкие трубы «божественно» и «ничтожно», то и окружающий мир им кажется точно таким же. Им свойственны полярные суждения и оценки людей, явлений, событий. Они обычно либо идеализируют их, либо «опускают». Причем в неблизких отношениях с людьми идеализация сменяется обесцениванием последовательно: сначала человек возводится на пьедестал, а потом с него сбрасывается с оглушительным грохотом.

4. Ускользание из отношений. Нарцисс страстно нуждается в близких, принимающих отношениях, тех, что ему так и не удалось выстроить с его собственными родителями. Он часто неудержимо стремится к слиянию в тайной и безуспешной надежде заиметь собственное «Я» через слияние с другим, при этом одновременно у него присутствует страх того, что его «Я» при слиянии будет поглощено другим и исчезнет.

Он никогда не способен открыться до конца, довериться, и понятно почему: в детстве, когда он был так открыт и незащищен, его ранили осуждения и критика его родителей, его «Я» было субъективно уничтожено невниманием, игнорированием, унижением. Для него довериться – значит подвергнуть себя колоссальному риску, и потому нарцисс скорее ищет тех, кто может слиться с ним, он же всегда на страже собственных границ, и слияние с ним всегда иллюзорно.

Истинная близость подразумевает встречу двух глубоких и подлинных «Я», но «Я» нарцисса отчужденно от него самого, вместо него он ощущает лишь пустоту, и потому встреча с ним невозможна. Партнер в отношениях догадывается о наличии подлинного «Я» нарцисса и ему очень хочется до него «добраться». Вот почему нарциссы так притягательны. Их партнеры «заинтригованы» невидимым, но где-то присутствующим «Я», и они старательно «отогревают» замерзшее сердце Кая в бесперспективной надежде на встречу.

Отчаявшись получить всеобъемлющую любовь, которая так и не способна отогреть обледенелое сердце, ибо она не есть любовь материнская, нарцисс начинает искать хотя бы признания. Для этого ему не нужны близкие отношения, для этого нужны поклонники. Смена поклонников или поклонниц – это то, на чем, как правило, и останавливается нарцисс.

Трагедия и радости «цветка»

Трагедия нарцисса заключается в невозможности узнать и присвоить свое подлинное «Я» (или сильной затрудненности этого процесса). Отсоединенное от него самого «Я» создает ощущение пустоты и отсутствия опоры, что рождает в нарциссе базовую неуверенность и тревогу. Он вынужден опираться на оценки внешнего мира, а они все время противоречивы и постоянно сменяют друг друга. Из этих оценок он стремится слепить свой образ, но он распадается из-за их непоследовательности и тотальной субъективности. Потому он никогда до конца не уверен в себе, не знает, что он может, что представляет собой и имеет ли «право жить с гордо поднятой головой».

Краткая радость нарцисса: победа, триумф, достижение, получение признания. В эти моменты он понимает, что он не просто имеет «право жить», а всесилен, особенно умен, прекрасен, проницателен, что сотворил нечто, что теперь позволит ему до конца жизни ощущать себя не просто хорошим, а великим. Радость сильна, но недолга, от нескольких минут до нескольких недель. Затем – сокрушительный обвал и снова сосущая пустота внутри.

Основная боль: сильное, постоянное и глубокое страдание от несовершенства мира – от неточностей, изъянов, оплошности, воинствующей глупости, неэстетичности, вульгарности, пошлости, той простоты, что хуже воровства. Гнетущее ощущение бессилия от невозможности создать собственный «правильный и справедливый» мир. Ускользание окончательности, трудность в завершении чего-либо, невероятные усилия по начинанию чего-либо, страх перемен.

Часто испытываемые чувства

Стыд – как тотальное ощущение собственной плохости, ненужности, никчемности, неценности. «Внутренний критик» нарцисса постоянно на страже, от его критикующего взора не скроется ни одно движение души, ни одно дело, действие, поступок. За бездействие, кстати, также следует строгое осуждение от этого никогда не дремлющего внутреннего персонажа. «Обвинитель» внутри нарцисса давно завладел практически всем внутренним пространством и вершит свой строгий суд в нарушение всех юридических норм (то есть в обход внутреннего судьи и адвоката). Когда-то таким обвинителем был кто-то из родителей нарцисса, теперь он отлично справляется и без посторонней помощи, теперь его внутренний критик – надежный и вечный генератор стыда.

Нарцисс привык вытеснять стыд на задворки своего сознания, ибо он непереносим, поскольку присутствует постоянно, это даже не фон, а постоянная фигура, сквозь которую он смотрит на мир. Встреча с психотерапевтом или консультирующим психологом – это неминуемая встреча с собственным стыдом, вот поэтому нарциссы часто долгие годы обходят наши кабинеты стороной, а если и оказываются в них, то волокут перед собой грандиозный щит из своего стыда и злости, защищающих их от ужаса «разоблачения».

Вина – тоже постоянно живущее в нарциссе чувство. Причем для него характерно все три вида вины. Вина реальная будет его преследовать после того, как его критикующие оценки достигнут ушей его близких, и он столкнется с их не всегда принимающей эти оценки реакцией. Вина невротическая у него присутствует по жизни, поскольку он так и не стал полностью соответствовать ожиданиям своих родителей, да и своим собственным.

Вина онтологическая также всегда будет в фоне, поскольку, от невозможности соединиться со своим подлинным «Я» нарцисс, скорее всего, не сможет стать тем, кем он мог бы стать, а значит, никогда не сможет «довоплотиться». За всю свою жизнь он может так и не узнать, кто же он такой и кем ему следует быть по своей природе, чем заниматься. Что неудивительно, поскольку его родители видели в нем лишь функцию приложения своих родительских ожиданий, видений, потребностей.

Как известно, вина, постоянно носимая в себе, часто призывает к высвобождению, поэтому нарциссы, уставая от постоянного самообвинения, постоянно сваливаются в обвинение других людей. Они переносят обвинение вовне, принуждая своего внутреннего критика отвлечься от нападок на себя самого и заняться окружающим миром. К счастью и горю нарцисса окружающий мир чудовищно несовершенен и потому в нем всегда есть то, на что можно направить обвинения и критику.

Тревога – постоянный спутник нарциссов, что также не удивительно. Отсутствие опоры внутри, сравнение себя с другими, постоянная готовность к критике, невозможность окончательно присвоить себе свои достоинства, ресурсы, прежние достижения, опыт делают нарцисса неуверенным и тревожным. Основной страх нарцисса – столкнуться со своей незначительностью, ненужностью. Страх быть незамеченным или ничтожным у него даже сильнее, чем страх отвержения. Ругающая мама – это больно, обидно, но привычно, а вот игнорирование, послание о собственной незначительности – это по-настоящему страшно. Нарцисс согласен быть виноватым, но сделать так, чтобы он почувствовал себя ничтожным (а для этого много ему и не надо, он втайне всегда готов к этому), – прилюдно его разоблачить.

Здоровые проявления нарциссизма

• Мы не убегаем от своей пустоты и не заполняем ее, чем придется, а мужественно пребываем в ней в попытках услышать и понять себя.

• Наши ошибки принимаются нами с сожалением или раскаянием, сопровождаются попыткой разобраться с участием не только внутреннего «обвинителя», но и «адвоката».

• Мы можем расстроиться или обрадоваться чьей-то оценке, но она не влияет на нашу деятельность, не останавливает и не определяет ее.

• Мы стремимся к признанию. Но это не единственная цель нашей жизни. Нам важен не столько результат, сколько процесс. Мы способны получать от него удовольствие.

• Наша самооценка и самоуважение могут колебаться в определенных пределах, но есть уровень, ниже которого они не падают и выше которого не «взлетают».

• Мы соревнуемся с другими, но не для того, чтобы победить, а для того чтобы лучше понять себя, выделить свою индивидуальность, неповторимость, нишу.

• Мы очаровываемся и разочаровываемся, но не идеализируем и не обесцениваем.

• Мы присваиваем себе не только свои промахи и ошибки, но и свои достижения, успехи, самые разные по оттенку качества нашей личности, опыт.

• В отношениях мы выстраиваем и удерживаем свои границы, не отвергая, поддерживаем свое самоуважение, не унижая, любим, не идеализируя.

• Мы не отворачиваемся от существующего, неугодного нам мира, мы создаем свой мир, творя.

Автор Ирина Млодик


Алексей Владимирович Баранов 19 апр 16, 05:17
0 0

Вредные и побочные последствия психотерапии

О чем стоит знать заранее?


В интернете существует множество статей о пользе психотерапии, психологического консультирования и разнообразных тренингов личностного роста, но все ли так хорошо и одинаково полезно, как утверждают мои коллеги. У всего есть обратная темная сторона и я считаю, что более честным будет предупредить своих клиентов о возможных последствиях, прежде чем они пойдут ко мне на длительный курс психотерапии.
1. Первое время Вас будет «колбасить»
Как только Вы решитесь пойти на личную психотерапию, первое, что Вы обнаружите — это множество подавленных чувств и переживаний, которые удерживались в Вашем теле на протяжении длительного времени. Контакт с этими переживаниями избавит Вас от привычного напряжения, и высвободит большое количество энергии, к которой придется привыкать и учится выдерживать. Именно проживание периода привыкания и умения перенаправлять свою освобожденную энергию в новое русло и ощущается как время, когда Вас «колбасит».
2. Вас будут считать агрессивным и слишком чувствительным
Развитие навыка отстаивания личных границ является одной из ключевых целей гештальт-терапии. Потому как осознавая подавленные чувства, Вы вдруг сталкиваетесь с несколькими новыми для себя вещами:
1) У Вас есть болезненные места, которые лучше оградить,
2) Вы можете обнаружить, что делаете много вещей, которые совсем не хотите делать и, более того, и не обязаны их делать.

Прочертив свои личные границы, Вы начнете их защищать: будете отказываться идти на недопустимые для Вас уступки; во взаимодействии с окружающими появится намного больше посланий «со мной так нельзя». Все это может вызывать недоумение: «Ведь ещё недавно (до психотерапии) это был такой прекрасный, воспитанный и удобный человек».

3. Ваши взгляды на жизнь могут сильно измениться
Страх того, что общение с психологом может сильно поменять человека, довольно распространен. И в этом опасении есть часть правды. За время психотерапии Вы можете обнаружить у себя множество убеждений, которые были усвоены от ближайшего окружения. Тут и начинается самое интересное. Если проверять эти убеждения, то выясняется, что многие из них являются устаревшими, вредными и никак не помогающими в реализации Ваших потребностей. В результате работы с терапевтом взгляд на многие вещи сильно изменится. Поэтому, если Вы этого боитесь, то лучше не ходите к психотерапевту.
4. Вы станете больше рисковать
Кроме способности выстроить для себя безопасные личные границы, к Вам незаметно подкрадется и нечто противоположное - Вы начнете больше рисковать: будете смелее знакомится и требовать повышения зарплаты, уйдете с нелюбимой работы, ввяжетесь хтябы в пару авантюр, станете участвовать и создавать новаторские проекты и т. д. Иногда ваш риск будет заканчиваться только новым опытом, а иногда победой. Первый случай может стать новой темой обсуждений на сеансах личной терапии и приводить к ещё большим изменениям.
Окружающие перестанут понимать, что творится у Вас в голове, зато вы будете понимать, что творится у них. И это будет их пугать.
5. Взросление и развитие бывают болезненными
Встреча с правдой о себе часто достаточно болезненный процесс. Вы обнаружите в себе вещи, которые может и не хотелось бы знать, придется расстаться с милыми сердцу иллюзиями и мечтами, отвечать на неудобные для себя вопросы, старые отговорки теряют свою силу. А самое ужасное — это осознание факта, что только Вы сами и никто другой несете ответственность за то, как строится ваша жизнь.
6. Ваши привычки могут сильно измениться
Результатом психотерапии будет не только изменение взглядов на жизнь, но и привычек. Вам перестанут быть интересны прежние темы для разговоров, появятся новые интересы, способы проводить время и получать удовольствие. С Вами будет скучно пить, так как пить Вы будете скорее для вкуса, а не ради того, чтобы достичь состояния опьянения. Историй, за которые вам будет стыдно, а знакомым смешно, станет значительно меньше. В результате всего этого ваше дружеское окружение тоже может сильно поменяться.

7. Вы потеряете «последний стыд»
Чем дольше Вы будете проходить психотерапию, тем более свободным будете становиться внутри себя. Поначалу окружающие будут поддерживать Ваши изменения, но не всем людям нравится, когда Вы позволяете себе больше, чем они. Вы будете как раз из тех людей, которые «самые умные и им больше всех надо». Люди вокруг будут сильно возмущаться тем фактом, что Вы не сидите на месте и не хотите жить как большинство. А некоторые Ваши успехи и достижения будут встречены шквалом критики, раздражения и скрытой зависти.

8. Вас будут обвинять в эгоизме
В какой-то момент люди начнут говорить, что до Вас «невозможно достучаться». Любые попытки окружающих заставить Вас делать что-то, манипулируя стыдом или виной, будут тщетными. Заботясь о себе вместо того, чтобы «плясать под чужую дудку», Вы можете встретить обвинения в эгоизме. Хотя, к тому моменту, это не будет так сильно обижать, потому что Вы понимаете, что все это чужие проекции ( прим. - механизм психики, при котором собственные отрицаемые качества приписываются окружающим), но слушать подобные обвинения все равно неприятно.

Чем дольше вы будете проходить психотерапию, тем неудобнее будете становиться для окружающих. Те, кому жизненно необходимо манипулировать другими людьми, вообще не смогут переносить ваше общество.
9. Психотерапия рушит семьи
Когда Вы станете достаточно честны с самим собой, велика вероятность, обнаружить себя давно уже не счастливым в настоящих отношениях. Вам сразу захочется это изменить: признаться честно партнеру в своем состоянии и предложить все поменять. Если у Вас получится, то Ваши отношения станут крепче и счастливее, если нет — то, скорее всего, со временем вы расстанетесь. Ну или просто смиритесь — такое тоже бывает, но редко.

10. Вы можете влюбиться в терапевта
Такие опасения тоже нередки среди незнакомых с психологией людей. Рано или поздно при длительной работе с терапевтом противоположного пола у клиентов возникает любовный перенос. Многие боятся этого, потому что считают, что сразу потеряют любовь к своему партнеру и будут стремиться ему изменить. В любом случае профессионал не будет вступать с Вами в романтические отношения, а использует ситуацию для того, чтобы Вы смогли лучше понять то, как вы строите отношения. Обычно, когда эта тема изучается достаточно глубоко, период острой влюбленности тоже проходит.

11. Вы можете сильно увлечься психологией и психотерапией
Если спросить людей, почему они не ходят на психотерапию, то часто можно услышать ответ, что боятся попасть в зависимость от психотерапии. И эти опасения не напрасны. После обнаружения всех плюсов личной терапии, Вам захочется работать над собой все больше: дополнительно к личным встречам пойти на психологическую группу, посещать мастер-классы, отправиться получать дополнительное образование. Все это, как и с любым другими хобби, приведет к тому, что на психологию и психотерапию Вы будете тратить больше денег и времени. Хорошо это или плохо решайте уже сами.
12. Вас будут раздражать общепринятые клише и советы
По мере проживания своих травм и преодоления собственных ограничений, Вы обнаружите, что в обществе есть множество клише и способов поддержки, которые не работают. И поскольку приобретенные знания о себе и своей жизни будут даваться Вам большим трудом и усилиями, то желание окружающих давать бестолковые советы начнет раздражать.

Сильную злость будут вызывать обесценивающие способы поддержки на подобии «ты просто с жиру бесишься, а в Африке, между прочим, дети голодают» или «за то руки и ноги есть, а большего не надо». Разные клишированные советы вроде «просто полюби себя» и «будь позитивным, не зацикливайся на негативных чувствах» будут вызывать стойкое желание немедленно вразумить собеседника и приводить к конфликтам. Даже среди психологов не все могут справиться с подобными позывами.

13. Вы будете пытаться лечить окружающих
Так как Вы уже много чего прожили и знаете, то в какой-то момент у Вас появится желание собственноручно вылечить каждого попавшегося. Психологи в шутку называют это «синдромом перелеченого клиента». Им так же страдают многие начинающие и неопытные психотерапевты. Со временем это пройдет, но если вы не будете контролировать подобные позывы, то рискуете довольно быстро "достать" окружающих.

14. Вас будут принимать за сектанта
Учитывая все вышесказанное, Вы не только начнете вразумлять друзей и коллег, но и на волне эйфории рекламировать психотерапию и своего психолога всем окружающим. А поскольку большинству клиентов трудно описать, чем же эта практика так великолепна и необходима («Просто это работает!»), то они иногда выглядят со стороны как сектанты. Честно говоря, любые эмоционально заряженные призывы без конкретики выглядят как сектантские, поэтому будьте осторожны, когда Вам захочется поделиться контактом любимого психолога.

15. Если вы попадаете к профессионалу, то ваша жизнь действительно станет лучше. Если нет — в лучшем случае вам просто не смогут помочь
Не все психологи одинаково полезны, не все одинаково нужны. Иногда люди берутся за эту работу, не пройдя должного обучения. И если вы спросите можно ли сделать хуже - то да, можно. Можно ретравмировать и только усилить страдания, не позаботившись о банальной безопасности. Поэтому выбирайте психотерапевта, который обучался как минимум несколько лет, постоянно повышает уровень своей квалификации и принадлежит к известному профессиональному сообществу.

Алексей Владимирович Баранов 24 окт 17, 23:14
0 0
Статьи с 1 по 10 | всего: 24

Последние комментарии

нет комментариев

Поиск по энциклопедии