Алексей Владимирович Баранов предлагает Вам запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»
Вы хотите запомнить сайт «✔ ЮНЕСКО в СНГ (UNESCO - UN)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Интегральный Психологический Транскультурный Проект

Энциклопедия

9 навыков, ради которых стоит получить высшее образование

Нужно ли высшее образование? Пригодятся ли в дальнейшей жизни знания и умения, приобретённые в вузе? Да. Сегодня расскажем о 9 навыках, которые вы получите вместе с дипломом и которые обязательно принесут пользу в будущем.

высшее образование

matrioshka/shutterstock.com

Несмотря на современный культ самообразования, пользу высшего образования нельзя полностью отрицать. Конечно, у многих вузов есть масса недостатков: устаревшие программы обучения, недостаточная техническая оснащённость, отсутствие актуальных специальностей и высококлассного преподавательского состава.

При этом высшее образование приносит значительно больше пользы, чем можно себе представить. Кто-то может возразить, но это не значит, что для общей массы людей высшее образование окажется совсем бесполезным. Просто кто-то способен развиваться без полученных в университете или институте навыков, а кто-то — нет.

Что же даёт высшее образование?

1. Умение искать и находить

Значительная часть современных высших учебных заведений редко дают студентам полный объём необходимой для освоения информации. Чаще всё сводится к общим методам и принципам, а поиск конкретных сведений ложится на плечи студентов. Это считается недостатком. Но поиск информации в современном мире, вычленение необходимого среди цифрового шума — один из самых важных и сложных в освоении навыков.

2. Умение самостоятельно обучаться

Но информацию мало найти — её нужно обработать, понять и преобразовать в нужную форму. Часто для этого требуются не только значительные усилия с применением уже полученных навыков, но и обучение чему-то новому. Причём эти необходимые умения могут не входить в образовательную программу и на первый взгляд никак не относиться к изучаемой специальности. Так что чаще всего человек с высшим образованием способен воспринимать и обрабатывать любую информацию.

3. Умение контролировать себя самого

Студенты считаются самыми безалаберными членами общества. Но ведь на самом деле объём работы, которую выполняют студенты, огромен. И для того, чтобы получить диплом, придётся научиться соблюдать сроки и добиваться высокого качества выполнения разнообразных задач.

4. Умение работать в команде

Именно в сфере высшего образования человек вынужден сотрудничать с другими. Эффективно и качественно. Именно здесь приходится разделять массу текущих задач для того, чтобы хоть как-то сдать всё. К тому же многие виды работ предполагают обязательное выполнение в коллективе — например, лабораторные работы.

5. Умение общаться с самыми разными людьми

В отличие от обычной жизни, где человек всегда может спрятаться от нежелательного общения, завершить обучение в высшем учебном заведении без контактов с людьми не получится. Даже при заочной форме обучения приходится контактировать как минимум с сотрудниками университета. При дневной форме обучения студент вынужден общаться с одногруппниками почти постоянно. Именно поэтому университетская дружба — самая крепкая, на всю жизнь, что в дальнейшем даёт большие возможности. Обратите внимание, сотрудники многих компаний (известных это тоже касается) какое-то время учились вместе. Даже если кто-то из них и не получил диплом.

6. Умение работать под руководством

Умение эффективно работать под чьим-либо руководством — редкое, но очень полезное качество, особенно в начале карьеры. Умение впитать чужой опыт приходит не сразу. Но исключительно с помощью гайдов и инструкций в интернете, без личного общения, невозможно научиться многим необходимым вещам. Есть опыт, который передаётся только невербальными методами, — и получение такого опыта очень важно.

7. Умение выступать перед публикой

В вузе придётся выступать публично. Конечно, можно спрятаться за спинами, но семинары и конференции неизбежно подталкивают к выступлениям. Правило простое: хочешь успешно завершить обучение — участвуй в научной и общественной жизни, активно учись. Для этого необходимо выходить к аудитории и говорить, при этом убедив публику, что тема текущего доклада очень важна. Навык актуализировать совершенно пустую информацию, подать её красиво и не провалиться при выступлении — очень, очень полезен в жизни.

8. Умение работать над неинтересным проектом

В жизни приходится сталкиваться с самой разнообразной работой. К сожалению, именно при получении высшего образования становится понятно — ни одно интересное дело не обойдётся без занудства. За 4–6 лет обучения человек привыкает к этому, учится терпеть и преодолевать собственную скуку. Как правило, это приводит к большей усидчивости — а как без неё на работе, пусть даже любимой и интересной?

9. Умение ставить цели

Постановка целей — очень сложный навык, и без него высшее образование получить очень и очень сложно. Всегда существует выбор: отдохнуть, погулять или выполнить то или иное задание. Чаще всего задач значительно больше, чем времени, и это заставляет правильно расставлять приоритеты. Да, подобный навык можно получить и на работе. Но именно во время учёбы в высшем учебном заведении появляется возможность (чаще всего реализуемая незаметно для себя) развить умение работать в многозадачном режиме, выбрав правильный ориентир.

А что вы думаете о высшем образовании? Оказалось ли оно для вас полезным или, напротив, помешало в жизни?


Алексей Владимирович Баранов 18 апр 16, 17:21
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Барьер Коммуникации

Пример разночтений в Меж-Культурном Диалоге:



Изначальный Текст поста (на Русском):

Я усвоил урок из нашего с вами взаимодействия: ИНТЕГРАЛЬНЫЕ (по Кену Уилберу) культурные рамки лингвистической Компетентности (Семиотика) и когнитивные процессы, а также - Знания, Умения, Навыки и Опыт (Образовательные Акцентуации) - у нас разные ...
Надеюсь, я , в том числе и этого.
Возможны ошибки в Интерпретации Смыслов и Контексты во время Межкультурного Диалога ...
Есть такая поговорка: «Всё, что ни случается - к лучшему». Будем учиться налаживать Контакт.
Если вы не возражаете, то я буду публиковать Материалы на Форуме на Русском Языке: для того, чтобы избежать Разночтений ...
Возможно - причина недопонимания в диалогах - в некачественном машинном переводе с русского на английский и наоборот ...
"Вселенная - Сфера Дружественная!" (Одна из Базовых Пресуппозиций в НЛП).



Текст перевода с Английского с учётом лингвистических правок:


Я узнал мой урок нашего сотрудничества: Интергальная (по Кену Уилберу) культурная и лингвистическая компетентность (семиотика), познавательные процессы и знания, навыки и опыт (образовательный акцент) - у нас есть другие ...

Надеюсь, я, в свою очередь, буду полезен читателям блогов, включая это.

Возможные ошибки - в интерпретации ценностей и контекстов в ходе межкультурного диалога ...

Есть поговорка: «все, что происходит, происходит по лучшему». Мы учимся общаться.

Если вы не возражаете, я опубликую на форуме на русском языке: во избежание неоднозначности ...

Возможная причина недопонимания - в диалогах с плохим механическим переводом с русского на английский и наоборот ...

«Вселенная дружелюбна!» (Один из главных столпов НЛП).


Алексей Владимирович Баранов 18 ноя 17, 16:57
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

50 полезных сайтов и книг по саморазвитию

image00

Я рассказываю каждому только его историю
Клайв Льюис, «Конь и его мальчик»

На этот раз выбрали 50 лучших сайтов и книг по саморазвитию (мы уже выкладывали подборки для творческих и на каждый день). Если вы стремитесь к лучшему в своей жизни, статья будет вам полезна. Пусть в вашу жизнь ворвется ветер перемен!

Полезные сайты и сервисы

1. TheQuestion

Сообщество людей, которые задают вопросы, и которые на них отвечают. Интересно, что нельзя отвечать двумя словами: нужны лишь развернутые ответы, поэтому в темах «обитают» эксперты. Есть такие темы, как психология, образование, мозг, теория науки, что почитать, внутренний мир и, конечно, саморазвитие.

Образовательная платформа, где можно пройти курсы от ведущих учебных заведений в мире. В разделе «Личностное развитие» собраны самые разные курсы: от лидерства и ораторского искусства до китайского для начинающих и курса счастливой и полноценной жизни от индийского профессора с участием Дэна Ариэли и Михайя Чиксентмихайи.

3. TED

Отличный ресурс для расширения кругозора, приобретения нового опыта и воодушевления. На TED люди рассказывают о самых невероятных идеях и их воплощении, что вдохновляет остальных. Лекции на разных языках, но для многих работают субтитры. Есть совсем короткие лекции TED, длительностью до 6 минут, — для тех, у кого мало времени, но расти над собой хочется.

Хороший сервис для тех, кто практикует технику фрирайтинга, или утренних страниц. Нужно писать по 750 слов ежедневно. Записывайте свои мысли, чувства, эмоции, мечты и идеи. Рано или поздно «поток сознания» выведет на правильный путь.

Умеете ли вы отказывать? А вы, часом, не ипохондрик? Умеете ли вы себя контролировать, как строите отношения с противоположным полом и каков ваш внутренний возраст — на сайте журнала Psychologies можно пройти тесты и все узнать. Прежде чем основательно заниматься развитием той или иной сферы, нужно знать отправную точку.

Волшебство повсюду. Вы разве не замечаете? Если нет, притчи, сказки и мудрые мысли помогут вам увидеть красоту мира и шагнуть на ступеньку вверх. Хорошо читать, когда нужна порция вдохновения, чтобы продолжать дальше.

На сайте собраны упражнения для развития памяти, внимания, скорости реакции, мышления. Для новичков будет достаточно бесплатной части курса, чтобы прокачать когнитивные навыки.

Бесплатные обучающие курсы на разные темы, в том числе по саморазвитию. Тайм-менеджмент, конфликтология, креативность, бизнес-идеи — все от ведущих преподавателей лучших университетов страны.

9. Trello

Cервис, который помогает организовать что угодно (и с кем угодно, как написано на сайте Трелло). Составляйте списки дел и идей, индивидуальные планы развития — что угодно. Оформляйте их в виде карточек, переносите на доски, которые сами же и создаете. Можно поставить «напоминалки», выделять карточки цветом и делиться списками с другими людьми.

Этот сервис предназначен для тех, кто хочет применить в жизни знаменитую систему Дэвида Аллена GTD (getting thing done). Вернее, один из ее советов: не держать в голове бесконечные списки дел.

Поиск по научной литературе: книгам, журналам. Есть возможность создать собственную библиотеку.

Чтобы сравнить себя настоящего и себя в будущем, отправьте себе письма: например, себе в будущее на три месяца вперед, на год, на пять и на десять лет. Напишите о том, кем вы сейчас являетесь, чего хотите достичь, о чем мечтаете и чем живете. Это полезный опыт.

Один из центральных навыков, который стоит развивать, — умение сосредотачиваться и фокусироваться. На этом сайте вы можете подобрать звуковое сопровождение (шум леса, моря, шелест страниц и даже урчание кота), которое поможет вам остаться сосредоточенным, например, во время работы или чтения.

Все свои полезные находки лучше складывать в одно место. Evernote — это сколько вам нужно блокнотов, в которых можно писать, рисовать, сохранять фото и текст, с разными названиями, тегами и поиском по записям. Можно установить расширение для браузера, которое сохраняет статью или ее часть в ваш блокнот.

Здоровая личность не может быть таковой, если тело «подкачало». Чтобы сил на «саморазвивательные» подвиги всегда хватало, нужно выстроить режим сна-бодрствования. В этом поможет Sleepyti: сервис высчитает точное время, когда вы должны лечь, чтобы проснуться в заданное время, по циклам сна. Следование рекомендациям сервиса предполагает, что вы будете просыпаться по утрам свежим и отдохнувшим.

Сервис, куда загружают презентации на самые разные темы. Воспользуйтесь поиском и найдите те, что интересны и полезны для вас. Если хорошенько поискать, можно наткнуться на настоящие жемчужины.

Один из самых простых таймеров для тех, кто работает по технике Pomodoro. Короткие 25-минутные промежутки позволяют сосредоточиться на задаче и сделать максимум в отведенное время.

Ничего не делать 2 минуты, слушать релаксирующие звуки и смотреть на закат на море не всегда бывает так просто. Попробуйте сами. Если двинете мышкой, таймер, отсчитывающий обратное время, запустится вновь. Понравится тем, кто никак не может заставить себя отвлечься от работы.

Новый день — новые свершения. Сервис для достижения целей помогает сформулировать цель, составить план «достигатора», получать советы и даже вдохновляться целями других людей. Перед тем, как начинать, почитайте статью в нашем блоге, как правильно ставить цели.

20. Medium

Блог-платформа, где можно найти много интересных постов от интересных людей, включая, естественно, саморазвитие. На тех, кто вам понравился, можно подписаться и получать уведомления о новых заметках.

Полезные книги по саморазвитию

gormony-schastya-small Революционный подход к повышению вашего уровня счастья. Эта книга покажет вам, как «перепрошить» свой мозг и активировать те гормоны, которые делают вас счастливым. Кроме того, вы узнаете, как формировать новые привычки и запускать действие «гормонов счастья», меняя нейронные пути. В этом вам помогут десятки упражнений из книги.

essencializm-small Незаменимая книга по саморазвитию. В ней есть одна важная мысль: если мы не будем расставлять приоритеты, это сделает кто-то за нас. Книга расскажет, как делать меньше, а добиваться большего при помощи философии эссенциалиста.

Ваши время и энергия бесценны, их нельзя тратить на те вещи и тех людей, которые на самом деле не важны для вас.

mezhdu-nado-s Яркая книга, которая вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему. «Надо» навязано нам окружением. «Хочу» — это то, кто мы на самом деле, во что верим и что делаем наедине с собой настоящим. «Хочу» появляется, когда мы перестаем соответствовать чужим идеалам и направляемся навстречу собственным. Только в этом случае мы раскрываем потенциал.

«Хочу» — лучший выбор, который мы можем сделать в жизни.

1-privychka-v-nedelyu-small Каждая неделя — новое изменение. Автор предлагает делать по одному небольшому, но важному изменению в неделю — от развития музыкального слуха до потребления полезной для мозга пищи и отказа от мультизадачности.

52 шага на пути к новым привычкам, здоровью, отличной памяти и высокой производительности.

mechtat_ne_vredno-small Легендарная книга о том, как реализовать себя в жизни. Синди Фокс была официанткой. Теперь она пилот. Питер Джонсон был водителем грузовика. Теперь он фермер. Тина Форбс была неудавшимся художником. Теперь она успешный художник. Алан Риццо был редактором. Теперь он владелец книжного магазина. Все они использовали эффективные методики Барбары Шер для того, чтобы добиться реальных изменений в своей жизни.

magiya-utra-big Успех крайне редко превышает уровень нашего личностного развития. Мы все хотим успеха уровня 10 во всех областях: здоровье, отношения, карьера, да что угодно. Я не встречал человека, который бы сказал: «Знаете, меня вполне устраивают взаимоотношения с окружающими на шестерку. Я не против ссор с близкими». Но сами остановились на уровне личностного развития на тройке или четверке.

Эта книга — об утренних ритуалах, которые дадут вам 100 очков на пути саморазвития.

100-sposobov-izmenit-zhizn-big Концентрат более 1000 книг по саморазвитию — вот что это за книга. Сборник вдохновляющих историй о том, как изменить жизнь к лучшему, от человека, сумевшего развернуть свою собственную жизнь на 180 градусов. Вдохновение и мотивация для тех, кто работает над собой или только хочет начать и ждет «волшебную пилюлю».

ukroshenie-amigdaly-big Нейрофизиолог Джон Арден показывает, как вы можете изменить свой мозг, чтобы чувствовать себя лучше, избавиться от стресса, улучшить память и настроение и добиться других положительных изменений.

gettingthingsdone-big Эта методика — результат двадцатилетней работы автора. Книга о том, как стать хозяином своей жизни. Наша продуктивность прямо пропорциональна… нашей способности расслабляться. В книге вы найдете все о том, как много и хорошо работать и получать от этого удовольствие.

Как собирать и обрабатывать информацию, мгновенно выбирать нужное действие, планировать и контролировать работу, отделять главное от второстепенного, сохраняя сознание ясным, а мысли — упорядоченными.

tishina-big Книга одного из величайших духовных лидеров современности, которая поможет вам использовать свой самый мощный внутренний ресурс — тишину, чтобы жить осознанно и счастливо. Способность остановиться и осознать настоящий момент является частью определения счастья.

Невозможно быть счастливым в будущем. Такое понимание счастья — не предмет веры,а предмет жизненного опыта.

ne-otvlekayte-menya Понятный план по борьбе с отсутствием концентрации на работе, основанный на многолетнем опыте ведущего эксперта. Ведущий специалист по синдрому дефицита внимания рассматривает одну из важнейших проблем современности: неспособность сосредоточиться на работе и — как следствие — низкую продуктивность. И, конечно, дает советы по ее повышению.

vnimatelnyj-mozg-big Первая книга, объединившая науку о мозге и древнее искусство осознанности. В этой книге известный психиатр и автор бестселлеров Дэниел Сигел рассказывает об устройстве головного мозга, природе сознания, исследует медитацию и различные практики и объединяет данные научных исследований о мозге с практикой осознанности и чувственного восприятия.

pamyat-big Книга, которая поможет развить память и сохранить интеллект до глубокой старости. Вы узнаете больше о свойствах человеческого мозга и укрепите свою память, решая занимательные головоломки.

maksimalnaya_koncentraciya-big1 Книга научит концентрироваться, справляться с отвлекающими факторами и избавит от стресса, связанного с цейтнотом. Применение этих правил поможет вам полностью фокусировать своё внимание на одной задаче; значительно повысить свою продуктивность во всех сферах жизни; снизить уровень стресса даже при наличии большого списка задач или рутинной и скучной работы.

chto-ty-vyberesh-big

В книге — 101 возможность каждый день осознанно выбирать счастливую жизнь. Практически в каждый момент жизни мы должны принимать решения — и их общее влияние на наше будущее значительнее, чем у редких «больших» и судьбоносных решений, значимость которых принято преувеличивать. Что же выбрать?

str-big

Ваши дни похожи один на другой и строятся по одному и тому же убийственному стрессовому сценарию: вы исступленно отвечаете на почту и звонки, одновременно пытаясь начать и закончить множество дел? И в итоге мало что успеваете, пребываете в дурном настроении, да еще получаете порцию недовольства со стороны начальника.

Профессиональный бизнес-психолог Шэрон Мельник уже более 10 лет изучает техники развития стрессоустойчивости, и эта книга излагает методику, которой успешно пользуются тысячи людей, прошедших ее тренинги.

na-predele-big

Книга-вызов для тех, кто перепробовал разные методики саморазвития. Такого еще не было. 7-дневный интенсив, который круто меняет жизнь и запомнится вам навсегда. Новый день — новые задачи. На протяжении этой недели вы будете питаться здоровой пищей. Упражняться каждый день. Отдыхать эффективно. Слушать людей вокруг вас. Работать с максимальной концентрацией. Вставать рано. Ложиться рано. Отказываться от всего ненужного.

Нам часто кажется, что мы могли бы успевать больше, работать лучше, больше заниматься спортом… Но мы этого не делаем. Эта неделя покажет вам, что вы можете гораздо больше, чем вам кажется.

osoznannost-small

Это книга об осознанной медитации, на которой основана реально работающая терапия, разработанная автором и его коллегами из Оксфордского университета. Эта методика, рекомендованная британским министерством здравоохранения, не только способствует излечению и предупреждению депрессий, но и помогает справиться с вызовами современного ритма жизни. Нужно уделять медитации лишь 10-20 минут в день.

Порой мы начинаем догадываться, что не хватает нам самих себя — нашей готовности и умения присутствовать в собственной жизни и проживать ее так, будто она действительно что-то значит.

9-p-big

Сила воли необходима тем, кто развивает себя как личность. Бывают сложные дни, когда идти вперед трудно. Но все равно надо. Здесь и приходит на помощь сила воли: навык, который можно тренировать при помощи приемов, которыми делится преподаватель Стэнфорда.

ezhenedelnik-nomera-1-big

Этот еженедельник — дополнение к бестселлеру «Номер 1» Игоря Манна и практикум по ней. С ним вы сможете пройти все шаги, необходимые для того, чтобы стать Номером 1: постановка цели — амбициозной, реалистичной, соответствующей вашим интересам; аудит — всесторонне оцените свои исходные данные и возможности: физические данные, личностные качества, профессиональные навыки; планирование и развитие — профессиональное и личное; самопродвижение — ведите системную работу над своим персональным брендом.

istochnik-energii-big

Если вы задумали перемены в жизни, понадобится энергия. Эта книга покажет вам, как оставаться энергичным и продуктивным на протяжении 15–19 часов бодрствования в день. Ваши рабочие часы из загруженных и стрессовых превратятся в активные и продуктивные, а вечером вы найдете время на личные цели и амбиции, а не будете ложиться спать обессиленным, ожидая очередной тяжелый рабочий день.

new-big

Эта книга — продолжение «Размышлений о личном развитии» — книги, в которой гуру бизнеса Ицхак Адизес обсуждает с читателем «личные» темы, не связанные с бизнесом. Эти заметки и эссе не результаты исследований или изложения теорий, а очерки и впечатления, возникшие благодаря исключительной открытости всего мира, данной автору по роду деятельности.

Позвольте сердцу взять верх над собой, разрешите ему говорить, чувствовать, быть — и поймете, что такое настоящий отпуск, отпуск для разума.

razvitie_mozga-big

Мы все хотим преуспевать, ставить рекорды и влиять на мир, но далеко не все из нас реализуют свой потенциал полностью. Стремясь расти и развиваться как личность, мы ищем ответы вне себя — секретные формулы, чудо-средства, которые обещают дать нам мгновенный результат. Но чаще всего ответ в нас самих — мы не умеем эффективно использовать возможности своего мозга. В этой книге — полезные методики и упражнения.

Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией.

k_chertu_vse-big

Если есть голова на плечах и достаточно задора в душе, любая цель будет по плечу. Жизнь коротка, чтобы тратить ее на вещи, которые не приносят удовольствия. Эта книга несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможности человека.

Брэнсон предлагает «правила жизни», которые должны помочь каждому на пути к творчеству, духовному росту и самовыражению.

psihologiya-big

Какое саморазвитие без знания психологии? В этой книге все, что вы хотели знать о психологии, — просто, наглядно и интересно. Эта книга — совсем не скучный учебник для ВУЗа, напичканный теориями и концепциями — с доказательствами, обоснованиями и другими пугающими терминами. Наоборот! Это живое повествование, щедро приправленное фактами, примерами и иллюстрациями.

triggery-small

Триггер — это любой стимул, который влияет на наше поведение. При этом, сами триггеры не могут быть хорошими или плохими. Главное — наша реакция на них. Рекомендации Голдсмита и его истории, основанные на опыте работы с самыми успешными руководителями бизнеса, помогут вам преодолеть триггеры, ведущие к нежелательной реакции, научиться использовать внешние условия для достижения собственных целей и стать тем человеком, которым вы мечтаете быть.

Книга всех, кто хочет добиться положительных изменений в жизни и закрепить их надолго.

ultra-small

Подлинная и невероятная история преображения автора из 40-летнего алкоголика в одного из лучших атлетов мира. Вдохновляет на перемены каждого. Она о том, как взять и сделать.

Эта книга — история полного физического и духовного преображения, доказывающая, что любой может стать «ультра».

bud-luchshej-small

Мегавдохновляющая книга. Дэн Вальдшмидт исследовал 1000 историй обычных людей из бизнеса, науки, политики и спорта, добившихся выдающегося успеха. Среди этих людей шеф-повар ресторана, поборовший смертельную болезнь и заработавший со временем 3 звезды Мишлен; бегуны, преодолевающие невероятные расстояния и преодолевающие себя; уволившийся медик скорой помощи, открывший успешную компанию; Валентина Терешкова, ставшая первой в истории женщиной-космонавтом в 26 лет; и многие другие. Все эти люди имели несколько общих черт, которые и выявили автор и его команда.

bros-sebe-vyzov-s

Олимпиец и признанный эксперт по спортивной медицине и науке рассказывает о том, как достигать невозможных целей — в спорте, бизнесе и жизни. Успех — это не счастливая случайность, а результат правильного видения ситуации, планирования и подготовки.

konstr-sm

Вдохновляющее руководство с советами и креативными методиками известного промышленного дизайнера для создания жизни, о которой вы всегда мечтали. Пройдя через четыре этапа, вы сможете обнаружить свои скрытые способности и таланты и стать дизайнером той жизни, которую вы любите.


Алексей Владимирович Баранов 1 янв 17, 04:26
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Виды Любови

Древними греками была создана типизация видов любви, которая значительно была дополнена в середине прошлого века (D. Lee). Итак, любовь классифицируется, как:

Любовь и е классификация1. Эрос.Разрушительный и краткосрочный вид любви, характеризующийся: *повышенной псхоэмоциональностью (восторженностью, увлеченностью, страстью, идеализацией любимого человека, поклонением ему, зависимостью); *сексуальным влечением и непреодолимым желанием обладать любимым человеком полностью. Прекращается со «снятием розовых очков» и наступающим, вслед за ним, «отрезвлением», приводящих к расставанию.

2. Людус.Мимолетный, краткосрочный, потребительский (гедонистический)вид любви, характеризующийся: *базированием только на сексуальном влечении; *отношением к любви, как к спортивной игре/соревнованию; *стремлением получать, а не отдавать; *возможностью измены; *поверхностными и неудовлетворяющими взаимоотношения, толкающих на новые знакомства -отношения. Прекращается с появлением скуки или потерей интереса к партнеру.

3.Сторге.Дружественно-партнерский, долгосрочный вид любви, характеризующийся: нежностью, безмятежностью, спокойствием, комфортностью, дружбой; *любовники -друзья. Традиционно появляется после продолжительной дружбы или брака.

4.Прагма. Прагматичный, рациональный, рассудочный вид любви, сочетающий людус (любовь -игра) и строге (любовь -дружба), так называемая «любовь по расчету», характеризующаяся: *сознательным выбором партнера для серьезных и долгосрочных отношений, основанных на собственной выгоде; *обязательное наличие возможности полного контроля (чувств, эмоций и ситуаций); *зачастую длиться всю жизнь, делая в некоторых случаях, пару счастливой.Перерастает в иной вид любви.

5. Мания. Деструктивный, одержимый, зависимый и краткосрочный вид любви, сочетает эрос (любовь-увлечение) и людус (любовь-игра), характеризующаяся: *патологически-иррациональнойзависимостью от любимого человека, доставляя ему страдания; *тотальным болезненным контролем за объектом любви; *негативизмами (патологической ревностью и страстью, неуверенностью, тревогами, страхами и т.д.), *огромным психоэмоциональным напряжением. Исключение садомазохистские отношения.

6. Агапе. Альтруистичный, жертвенный ибескорыстный, синтезированный из эроса (любовь -увлечение) и строге (любовь-дружба), вид любви,характеризующаяся: *абсолютной самоотдачей, принятием любимого человека таким, каков он есть; *милосердием, нежностью, страстью и преданностью, *саморазвитием пары, *избавлением от негатива, *стремлением отдать больше, чем принять. Встречается крайне редко. Может быть у друзей (без сексуального влечения), сохраняется на всю жизнь, встречается в христианстве.

7. Филия. Истинный, безусловный, платонический вид любви, характеризующийся: любовью ради любви, духовным притяжением, абсолютным принятием, признанием и уважением любимого человека. Пример. Любовь матери к ребенку, С. Дали и Гала


Алексей Владимирович Баранов 11 мар 17, 08:30
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Как противостоять манипуляции. Техники психологической защиты

Многие из нас в общении сталкиваются с людьми-манипуляторами, которые тем или иным способом пытаются добиться нужного им результата. От таких людей можно и нужно защищаться психологически.



Вот 19 способов психологической защиты от навязчивых и манипулятивных действий, при использовании которых нужно соблюдать определенные правила:

- использовать четкие языковые формулировки;
- правильно подобрать интонацию;
- основательность в ответе, что достигается при помощи выдержки пауз и показательной неторопливостью и спокойствием.

Достаточно эффективные способы блокировки нежелательных или неуместных попыток манипулирования. Важно в каждом конкретном случае выбрать подходящий моменту, либо несколько, и научиться их использовать.

Прием 1. Техника бесконечного уточнения

Можно применять, когда собеседник эмоционально требует что-либо или сыплет обвинениями. В этом случае постарайтесь как можно подробнее расспросить и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в спор, не объясняя и не оправдываясь. Собеседник может усиливать давление, побуждая вас сопротивляться, но вы не должны на это поддаваться и всячески показывать, что хотите выяснить его мнение.
Умело заданный вопрос потребует содержательного и развернутого ответа, активизирует собственные интеллектуальные усилия. Чтобы задать вопрос или ответить на него по сути, нужно подумать. За это время частично эмоциональный всплеск может уменьшиться и беседа будет более рациональной. Кроме того, вы выигрываете время, которое будет тратиться партнером на обдумывание ответа. Задавая уточняющий вопрос, вы получаете время и энергию чтобы сдержать ваши чувства.

Прием 2. Наведение тумана или Техника внешнего согласия

Эта техника особенно эффективна для нейтрализации несправедливой критики или откровенного хамства. Суть ее в том, чтобы внешне соглашаться, но при этом не менять своей позиции. Например: "Какая интересная мысль! Нужно будет об этом подумать ...", "Я подумаю над тем, как учесть ваше замечание в работе", "Я подумаю, имеет ли это ко мне отношение";"Возможно ..."

Прием 3. Техника "испорченная пластинка"

В ответ на агрессивность формулируется содержательная фраза, с важной информацией для нападающего. Фраза должна быть такая, чтобы ее можно было повторить несколько раз, при этом не нарушая рациональности разговора. Произносить ее нужно в одной и той же интонации. В этой технике используется старое правило:
Сначала говорите, что именно собираетесь сказать. Затем говорите что хотели сказать. Затем скажите, что именно вы сказали.

Прием 4. Английский профессор

В этой технике нужно корректно выразить сомнения в том, что выполнение чьих-то требований не нарушит ваших прав:
"Джордж, вы не могли бы говорить чуть медленнее и более короткими фразами, чтобы я мог переводить более точно?» «Боюсь, что нет ... Понимаете, говорить быстро и длинными фразами - это мой стиль и часть мой личности"

Возможные варианты ответов:

"Это является частью моих убеждений", "Если я сделаю это, то буду уже не совсем я", "Это не вяжется с моим представлением о себе".

Прием 5. Спокойствие и отчужденность

Эффективная психологическая защита требует определенного психологического холода и отчужденности. Гнев, страх, злость, удивление, радость придется заблокировать до того, как будут сделаны конкретные действия по психозащите. Если эмоцию полностью заблокировать сложно, то можно ее усложнить и определенным образом трансформировать - злость и ненависть подать в виде сарказма, страх и удивление - как настороженность, радость заменить иронией и др. Если вы не сдержитесь и покажете вашу рассерженность - проиграете.

Прием 6. Поиск и применение дополнительных факторов, которые могут повлиять на ситуацию

Всегда есть факторы, работающие в вашу пользу - это могут быть люди, время, общественные стереотипы, какие-то параллельные события. Пригодиться может все, что манипулятор исключил из своего поля зрения. Кто спланировал общение дома? - Перенесите его на улицу! На вас пытаются влиять наедине? - Обсудите тему в компании! Меняйте ситуационное поле так, чтобы оно стало чуждым и не комфортным для манипулятора и давало вам определенное преимущество.

Прием 7. Предыдущие тренировки на чужом поле

Будет полезным периодически практиковать нетипичное для себя поведение - делать и говорить то, чего от вас совсем не ждут в силу сложившегося стереотипа и личностных представлений. В первую очередь это сделает вас менее предсказуемым, увеличит степень свободы поведения, а значит менее поддающемуся чужому влиянию.

Прием 8. Чужая оценка ситуации не поможет

Если вы согласились и приняли чью-то оценку ситуации и будете планировать свои действия руководствуясь ней, будьте уверены манипулятор своего добился. Более того, нужно не просто отвергать чужую оценку событий, ситуации, но и, непременно, озвучивать собственную. Ваше избавление от навязанных кем-то рамок можно, к примеру, начать с фразы: "А вот вижу это немного по-другому...» - и дальше уже рисуйте картину, выгодную вам.

Прием 9. Не принимайте навязанных обязательств

Лучше перетерпеть кратковременную потерю денег, времени и сил, чем согласиться выполнять некритичные для вас обязательства, тем более навязанные. Нужно исходить, прежде всего из того, что является важным для вас лично и выполнять обязательства перед самим собой.

Прием 10. Изменить отношения возможно

Помните, что любая межличностная ситуация обратима: всегда существует возможность сделать шаг назад в любой межличностной ситуации и сказать контролирующему и манипулирующему лицу (или это шеф, или супруг (а), или политик и др.): "Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, привязанности, плохого отношения, даже если жизнь будет тяжелой для меня - пока ты не перестанешь делать А и не начнешь делать Б ".

Прием 11. Избегайте спровоцированных бездумных действий

Никогда не соглашайтесь делать что-то немедленно, особенно если очень сомневаетесь. Оставьте время для обдумывания ситуации и получения недостающей, дополнительной информации. Следует также настаивать на выразительных объяснениях, почему нежно спешить. Невразумительные объяснения является явным признаком обмана или недостатком знаний у якобы осведомленного собеседника.

Прием 12. Критически воспринимайте ситуационные требования

Нужно всегда критически оценивать любые ситуационные требования, какими бы общепринятыми они ни казались: ролевые отношения и правила всегда должны быть понятными, но далеко не всегда их нужно принимать. Групповые ритуалы, лозунги, обязанности и обязательства - все это кому-то и для чего-то нужно. Требования, вытекающие из ситуации, далеко не всегда обязательны к исполнению.

Прием 13. Не бывает простых решений, почти не бывает

Если кто-то вам предлагает "простые решения" ваших сложных личных, социальных и других проблем, то это, скорее всего, является неправдой. Так не бывает в принципе.

Прием 14. Мгновенной "дружбы" не существует

Со стороны незнакомых или малознакомых людей не существует такого понятия, как внезапная и безусловная любовь, доверие или дружба. Это всегда можно получить только в развитии отношений, со временем и обычно включает взаимообмен, преодоление и соучастие - предварительную работу с обеих сторон. Поэтому "внезапная любовь" и "внезапная дружба", скорее всего, является своего рода искусственно создаваемой симпатией, которую манипулятор использует для более успешного на вас воздействия и получения необходимого результата.

Прием 15. Отделяйте себя от всех

Следует избегать ситуаций, когда обращаются и указывают "всем", а не лично вам. Подобные ситуации предполагают очень мало личного контроля и свободы, поэтому следует определить пределы своей автономии и подготовить на всякий случай психологические и физические пути для отхода.

Прием 16. Ваши ошибки - ваша проблема

Старайтесь сразу распознать симптомы "чувства вины", что провоцируется у вас кем-то, и никогда не действуйте, исходя из этого мотива. Ошибки всегда неизбежны, но это только ваши ошибки. Поэтому не спешите исправлять их способом, запланированным явно не вами.

Прием 17. Даже типичные ситуации не одинаковы

Обращайте внимание, как вы поступаете в "типичной ситуации". Действовать бездумно, повинуясь привычке и стандарту недопустимо. Помните, любая "типичная ситуация" всегда слегка отличается, а если вы будете поступать прогнозируемо и шаблонно, этим можно воспользоваться.

Прием 18 Не связывайте себя прошлым поведением

Когда кто-то вспоминает о вашей "надежности" - всегда стоит насторожиться. Нет никакой необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени - ведь и вы и ситуация могут меняться. Поэтому статус "надежного" всегда слегка фальшивый, поскольку предполагает, что вас подталкивают поступать исходя не из ситуации, а из самого статуса "надежности". Гораздо лучше звучит по смыслу "адекватности ситуации".

Прием 19. Решили - действуйте!

Недостаточно просто осознать, что вами манипулируют, - будьте готовы открыто не повиноваться, защищать свои интересы, бросать вызов, а также понимать и принимать последствия такого поведения.


Алексей Владимирович Баранов 18 фев 18, 17:40
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

САМЫЙ БОЛЬШОЙ СПИСОК ФИЛЬМОВ О ПСИХОЛОГИИ

1 — Фильмы, рассказывающие о становлении психологии, психотерапии и смежных отраслей; судьбе и профессиональном становлении конкретных исторических персонажей • Кинси / Kinsey; Билл Кондон, США-Германия, 2004. • Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept; Пинчас Перри, США, 2008. • Мастер / The Master Пол Томас; Андерсон, США, 2012. • Меня зовут Билл У / My Name Is Bill W; Дэниел Питри, США, 1989. • Опасный метод / A Dangerous Method; Дэвид Кроненберг; Германия, Канада, Великобритания, Швейцария, 2011. • Принцесса Мария Бонапарт / Princesse Marie; реж. Бенуа Жако, Австрия, 2004. • Рагин; Кирилл Серебренников, Россия, 2004. • Сабина / Soul Keeper, The; Роберто Фаэнца, Франция- Великобритания-Италия, 2003. • Фрейд и благочестивая Марта; (документально-историческая реконструкция), Татьяна Малова, Россия, 2009. • Фрейд / Freud; Мойра Армстронг, Великобритания, 1984. • Фрейд: Тайная страсть / Freud; Джон Хьюстон, США, 1962.

2 — Фильмы, где можно увидеть за работой психолога или психотерапевта: технику, модели поведения, примеры оказания успешной и неуспешной профессиональной психологической помощи, разобрать проблемы, ошибки психологов, их находки и удачи • Без свидетелей (сериал); реж. Илья Малкин, Россия, 2012. 2 • Дон Жуан де Марко / Don Juan DeMarco; Джереми Левен, США, 1995. • Древо жизни / The Tree of Life; Терренс Малик, США • Другая Земля / Another Earth; Майк Кэхилл, США, 2011. • Дьявол и госпожа Д / Der grosse Bagarozy; реж. Бернд Айхингер, Германия, 1999.2 • Инсайт; реж.Рената Грицкова, Беларусь, 2009.2 • Искусство негативного мышления / Kunsten å tenke negativt / The Art of Negative Thinking; Бард Брейен, Норвегия, 2006. • Лечение / In Treatment; 3 сезона, Родриго Гарсия, Пэрис Барклай, Мелани Мейрон и др.., США, 2008-2010. • Лилит/Lilith, Роберт Россен, США, 1964. • Лицом к лицу / Ansikte mot ansikte; реж. Ингмар Бергман, Швеция, Италия; 1976. • Необходимая жестокость / Necessary Roughness (сериал); реж.Кевин Даулинг, США, 2011. • Обыкновенные люди / Ordinary people; Роберт Редфорд, США, 1980. • Особые отношения / Sans queue ni tête, Жанна Лабрюн, Франция, 2010. • Посредник Кейт (Все законно) / Fairly Legal; Сериал.реж. Антон Кроппер, США, 2011. • Предельный закат / Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» The Sunset Limited; Томми Ли Джонс, США, 2010. • Принцесса Мария Бонапарт / Princesse Marie; реж. Бенуа Жако, Австрия, 2004. • Присевшие на прозак под знаком скорпиона / Scorpio Men on Prozac; реж. Рэнд Марш, США, 2010. • Пробуждения / Awakenings; Пенни Маршалл, США, 1990. • Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoo’s Nes; Милош Форман, 1975. • Псих; видеозапись спектаклья Театра-судии О.Табакова, Реж.Андрей Житинкин, по роману Александра Минчина, постановка 1995 года, запись 2005. • Психоаналитик / Shrink, Джонас Пейт, США, 2005. • Руби Спаркс / Ruby Sparks; реж.Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, США, 2012. • Семейная жизнь / Family Life, реж. Кен Лоуч, Великобритания, 1971. • Сибилла / Sybil, Джозеф Сарджент, США, 2007. • Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting; Гас Ван Сент, 1997.

3 — Фильмы, позволяющие проанализировать и осмыслить с точки зрения философии и теории основных терапевтических модальностей личностные и межличностные проблемы, психологические кризисы людей (в том числе инвалидов и лиц с нервно-психическими и соматическими заболеваниями), в преодолении которых может быть оказана психологическая помощь • Антихрист / Antichrist; Ларс фон Триер, Германия-Дания-Швеция-Франция- Италия-Польша, 2009. • Ахиллес и черепаха / Akiresu to kame; Такеши Китано, Япония, 2008. • Бедная, богатая девочка / Young Adult; реж.Джейсон Райтман, США, 2012. • Блеск /Shine, Скотт Хикс, Австралия, 1997. • Босиком по мостовой / Barfuss; Тиль Швайгер, Германия, 2005. • В диких условиях / Into the Wild; Шон Пенн, США, 2007. • Ванильное небо Vanilla Sky; Кэмерон Кроу, США, Испания, 2001 • Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul; Ким Ки Дук, Германия, Корея Южная, 2003. • Гарольд и Мод / Harold and Maude; реж. Хэл Эшби, США, 1971. • Голая бухта / Vuosaari; реж. Аку Лоухимиес, Финляндия, 2012. • Господин Никто / Mr. Nobody; Жако Ван Дормель, Германия-Канада-Франция-Бельгия, 2009. • Грозовой перевал / Wuthering Heights; реж.Коки Гидройч Великобритания, 2009. • Грязная любовь / Dirty Filthy Love, Эдриан Шерголд, 2004. • Дни вина и роз / Days of Wine and Roses; Блейк Эдвардс, США, 1962. • Другая женщина / Another Woman; Вуди Аллен, США, 1988. • Если / If…. ; Линдсэй Андерсон, Великобритания, 1968. • Жестокий ручей (Злая речка, Бухта мести) / Mean Creek; реж.Джейкоб Аарон Эстес, США, 2004. • Жизнь как дом / Life as a House; реж. Ирвин Уинклер, США, 2001. • Заплати другому / Pay It Forward; реж.Мими Ледер, США, 2000. • Зона военных действий / The War Zone; Тим Рот, Великобритания, Италия, 1998. • Идиоты. Догма №2 / Dogme 2 – Idioterne; Ларс фон Триер, Дания-Швеция-Франция-Нидерланды-Италия; 1998. • Инстинкт / Instinct; Джон Тартелтауб, США, 1999. • История Антуана Фишера / Antwone Fisher, Дензел Вашингтон, США, 2002. • Как я провел этим летом; Алексей Попогребский, Россия, 2009. • Король говорит / The King’s Speech; Том Хупер, США, Великобритания, Австралия, 2010. • Ледяной ветер / Ice Storm, The; Энг Ли, США,1997. • Лилит / Lilith; Роберт Россен, США, 1964. • Лицом к лицу / Ansikte mot ansikte; реж. Ингмар Бергман, Швеция, Италия; 1976. • Лучше не бывает / As Good as It Gets; Джеймс Л. Брукс, США, 1997 • Мой парень – псих / Silver Linings Playbook; реж.Дэвид О. Расселл, США, 2012. • Морфий; Балабанов, Россия, 2008 • Моя девочка не хочет (дословно: Нет, доченька, ты не пойдёшь на танцы) / Non ma fille, tu n’iras pas danser, Кристоф Оноре, Франция, 2009. • Мэй / May; реж. Лаки МакКи, США, 2002. • О, счастливчик / O Lucky Man! Линдсэй Андерсон, США-Великобритания 1973. • Обыкновенные люди / Ordinary People; Роберт Редфорд, США, 1980. • Остров фантазий / Fantasy Island Перри Лэнг, Деран Сарафян, Рик Уоллес и др.США 1998 (1 сезон) • Палата №6; Александр Горновский, Карен Шахназаров, 2009. • Палата The Ward; Дж.Карпентер, США, 2010. • Парни не плачут / Boys Don’t Cry; реж. Кимберли Пирс, США, 1999. • Повелитель приливов / The Prince Of Tides; Барбра Стрейзанд, США 1991. • Полет длиною в жизнь / Winged Creatures; Роуэн Вудс, США, 2008. • Последний Мамонт Франции / Mammuth; Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин, Франция, 2010. • Последняя любовь на Земле / Perfect Sense; реж.Дэвид МакКензи, Дания, Швеция, Великобритания, Ирландия, 2011. • Потомки / The Descendants; реж. Александр Пэйн, США, 2011. • Похороните меня за плинтусом; Сергей Снежкин, Россия, 2008. • Присевшие на прозак под знаком скорпиона / Scorpio Men on Prozac; реж. Рэнд Марш, США, 2010.2,3 • Простые вещи; Алексей Попогребский, Россия, 2009. • Псих; видеозапись спектаклья Театра-судии О.Табакова, Реж.Андрей Житинкин, по роману Александра Минчина, постановка 1995 года, запись 2005. • Птаха / Birdy; Алан Паркер, США 1984. • Пыль; Сергей Лобан, Россия, 2001. • Пять чувств / The Five Senses; Реж.Джереми Подесва, Канада, 1999. • Рассекая Волны / Breaking the Waves; реж. Ларс фон Триер, 1996. • Реальная любовь / Love Actually; Ричард Кёртис, США-Великобритания, 2003. • Руби Спаркс / Ruby Sparks; реж.Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, США, 2012. • Садист / Bully; реж.Ларри Кларк, США, Франция, 2001. • Семейная жизнь / family life , реж. Кен Лоуч, Великобритания, 1971. • Синоптик / The Weather Man; реж. Гор Вербински, США, Германия, 2005. • Собака Павлова; Екатерина Шагалова, Россия, 2005. • Солист / The Soloist; Джо Райт, США-Франция-Великобритания, 2009. • Стон черной змеи / Black Snake Moan; Крэйг Брюэр, США, 2006. • Стыд / Shame; реж. Стив МакКуин Великобритания, 2011. • Стюарт: Прошлая жизнь / Stuart: A Life Backwards; реж. Дэвид Эттвуд Великобритания, 2007. • Субмарино / Submarino; Томас Винтерберг, Дания- Швеция, 2010. • Таинственный Альберт Ноббс / Ноббс Albert Nobbs; реж. Родриго Гарсия, Великобритания, 2011. • Ты встретишь таинственного незнакомца / You Will Meet a Tall Dark Stranger; Вуди Аллен; США, Испания, 2010. • Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting; Гас Ван Сент, США,1997. • Хороший мальчик / Beautiful Boy; Шон Ку, США, 2010. • Хроники обыкновенного безумия /Príbehy obycejného sílenství; Петр Зеленка, Германия, Чехия, Словакия 2005. • Чат / Chatroom; Хидео Наката, Великобритания, 2010. • Человек дождя / Rain Man, Барри Левинсон, США,1988. • Шапито шоу; реж. Сергей Лобан, Россия, 2011. • Шоковый коридор / Shock Corridor; Реж.Сэмюэл Фуллер, США, 1963. • Южане / Scorchers; Дэвид Берд, США, 1992. • Юрьев день; Кирилл Серебрянников, Россия, 2008. • Я только хочу чтобы вы меня любили / Ich will doch nur, daß ihr mich liebt; Райнер Вернер Фассбиндер, Германия,1976. • Я; Игорь Волошин, Россия, 2009.

3.1 — Экзистенциальные кризисы, пересмотр ценностных ориентиров перед лицом смерти, суицид • Норвежский лес / Noruwei no mori; Чан Ань Хунг, Япония, 2010. • Гитара / The Guitar; реж. Эми Редфорд, США, 2008. • Достучаться до небес / Knockin’ on Heaven’s Door, реж. Томас Ян, Германия, 1997. • Марта, Марси, Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene; Шон Дуркин, США, 2011. • Мне не больно; реж. Алексей Балабанов, Россия, 2006. • Неуместный человек / The Bothersome Man / Brysomme mannen, Den; Йенс Льен, Исландия- Норвегия, 2006. • Моя жизнь без меня / My Life Without Me; реж. Изабель Койшет, Канада-Испания, 2003.

3.2 — Горе утраты • Другая Земля / Another Earth; Майк Кэхилл, США, 2011. • Норвежский лес / Noruwei no mori; Чан Ань Хунг, Япония, 2010.

3.3 — Принятие себя и своей судьбы после травмы, ограничившей возможности. проблемы социальной адаптации • Эта жизнь для тебя / Die Zeit, die man Leben nennt Шарон фон Витерсхайм, Германия, Австрия, 2008. • 1 1 / Неприкасаемые/ Intouchables; реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано, Франция, 2011. • Бен Икс / BenX; Ник Бальтазар, Нидерланды- Бельгия, 2007. • Внутри себя я танцую / Inside I’m Dancing; Дэмиэн О’Доннелл, Франция- Великобритания- Ирландия, 2004. • Ключи от дома / Le Chiavi di casa; Джанни Амелио, Италия, Германия, Франция, 2004 • Марта, Марси Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene; реж.Шон Дуркин, США, 2011. • Море внутри / Mar adentro; Алехандро Аменабар Испания, Франция, Италия 2004 • Скафандр и бабочка / Le scaphandre et le papillon; Джулиан Шнабель, США-Франция 2007. • Эта жизнь для тебя / Die Zeit, die man Leben nennt: Шарон фон Витерсхайм, Германия, Австрия, 2008. • Я Сэм / I am Sam, Джесси Нельсон, 2001. • Заклинатель лошадей (1998)

4.1 — Тоталитарные секты • Плетеный человек / The Wicker; реж. Нил ЛаБут Man, США, 2006. • Мастер / The Master Пол Томас; Андерсон, США, 2012. • Марта, Марси, Мэй, Марлен / Martha Marcy May Marlene; реж. Шон Дуркин, США, 2011.

4.2 — Фильмы, демонстрирующие возможность преодоления, совладания, самопомощи, т.е. — личностный рост персонажей • 2 дня; сценарист и реж. — Авдотья Смирнова, Россия, 2011. • Все путем / Everything must go; Дэн Раш, США, 2010. • Герой / Hero, Стивен Фрирз, США,1992. • Грязная любовь / Dirty Filthy Love, Эдриан Шерголд, Великобритания, 2004. • Изгой / Cast Away; Роберт Земекис, США, 2000. • На острой грани / Running with Scissors; реж. Райан Мерфи по роману Огюстена Берроуза, США, 2006. • Прерванная жизнь / Girl, Interrupted, Джеймс Мэнголд, США, 1999. • Случайный турист / Турист поневоле / The Accidental Tourist Лоуренс Каздан (Lawrence Kasdan), США, 1988. • Телохранитель / London Boulevard (Уильям Монахэн / William Monahan), США, Великобритания, 2010. • Тэмпл Грандин / Temple Grandin Мик Джексон, США, 2010. • Это очень забавная история / It’s Kind of a Funny Story; Анна Боден, Райан Флек, США, 2010. • Я киборг, но это нормально; Пак Чхан-ук, Южная Корея, 2006.

5 — Фильмы, демонстрирующие закономерности роста и развития личности, проблемы взросления, социализации, проблемы образования • Аквариум / Fish Tank Реж.Андреа Арнольд, Великобритания, Нидерланды, 2009. • Анита: Дневник девушки-подростка / Anita — ur en tonarsflickas dagbok; Торгни Вискман, Швеция, Франция, 1973. • Большая маленькая я / L’âge de raison; реж. и сцен. Ян Самюэль, Франция, 2010. • Вас не догонят / Lost and Delirium; Леа Пул, Канада, 2001. • Все умрут, а я останусь; Валерия Гай-Германика, 2008. • Жизнь за гранью / After.Life; реж.Агнешка Войтович-Восло США, 2009. • Затравленная / Hounddog; Дебора Кампмейер, США, 2007. • Класс / Klass; Ильмар Рааг, Эстония, 2007. • Королевство полной луны / Moonrise Kingdom; реж.Уэс Андерсон, США, 2012. • Красивая и сумасшедшая (Сумасшедшая красавица) / Luan qing chun; реж. Чи Й. Ли, Тайвань, 2008. • Крыша; Борис Грачевский, Россия, 2009. • Лицом к лицу / Ansikte mot ansikte; реж. Ингмар Бергман, Швеция, Италия; 1976. • Мир от Гарпа / The World According to Garp; Джордж Рой Хилл, США, 1982. • Моя маленькая принцесса / My Little Princess; реж.Ева Ионеско, Франция, 2011. • Обезьянки / Apflickorna; реж. Лиза Ашан, Швеция, 2011. • Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society; Питер Уир, США, 1989. • Отрыв / Taking Off реж.Милош Форман, 1971, США. • Переходный возраст / How to Be; Оливер Ирвинг, Великобритания, 2008. • Полисс / Polisse; реж. Майвенн Ле Беско, Франция, 2011. • Призрачный мир / Ghost World; Терри Цвигофф, США-Германия- Великобритания, 2001. • Ржунимагу / LOL(Laughing Out Loud); Лиза Алессандрин, Франция, 2008. • Руби Спаркс / Ruby Sparks; реж.Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, США, 2012. • Русское; Александр Велединский, сценарий: Александр Велединский, Эдуард Лимонов, Россия, 2004. • Стюарт: Прошлая жизнь / Stuart: A Life Backwards; реж. Дэвид Эттвуд Великобритания, 2007. • Учитель на замену / Detachment; реж. Тони Кэй США, 2011.

5.1 — Проблемы самоидентификации, психосексуального развития • Вас не догонят / Lost and Delirium; Леа Пул, Канада, 2001. • Водяные лилии /Naissance des pieuvres; Селин Скьямма, франция, 2007. • Дневник Карлоты / El diario de Carlota реж. Хосе Мануэль Карраско, Испания, 2010. • Дневник лесбиянки / Eloïse, реж.Хесус Гарай, Испания, 2009. • Сорванец / Tomboy; Селин Скьямма, франция, 2011.

5.2 — Травля, детская жестокость • Жестокий ручей (Злая речка, Бухта мести) / Mean Creek; реж.Джейкоб Аарон Эстес, США, 2004. • Садист / Bully; реж.Ларри Кларк, США, Франция, 2001. • Суки / Perras; реж. Гильермо Риос, Мексика, 2011. • Кибер-террор / Cyberbully реж. Чарльз Бинами, Канада, 2011

5.3 — Формирование девиантного поведения • Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups; ФрансуаТрюффо, Франция, 1959. • Я; Игорь Волошин, Россия, 2009.

6 — Фильмы где демонстрируемые образцы психопатологии персонажей могут служить иллюстрациями к курсу патопсихологии или психиатрии • Агнозия / Agnosia; Реж. Эудженио Мира, Испания, 2010. • Будучи там / Being There; реж. Хэл Эшби, США, 1979.6,7Глюки / Bug; реж. Уильям Фридкин, США, 2006. • Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» / The Sunset Limited, реж. Томми Ли Джонс, США, 2010. • Девушка на мосту / La fille sur le pont, реж. Патрис Леконт, Франция, 1999. • Змеиная яма / The Snake Pit; Реж. Анатоль Литвак, США, 1948. • Изнутри / On the Inside; Режиссёр и сценарист Д.В. Браун, США, 2011. • Котоко / Kotoko Режиссер: Синья Цукамото Япония 2011. • Лабиринты / Dédales; Реж.Рене Манзор, Франция, Бельгия, 2003. • Машинист / El Maquinista; Брэд Андерсон, Испания, 2004. • Мой парень – псих / Silver Linings Playbook; реж.Дэвид О. Расселл, США, 2012. • На острой грани / Running with Scissors; реж. Райан Мерфи по роману Огюстена Берроуза, США, 2006.


Алексей Владимирович Баранов 14 сен 16, 10:57
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Об Абстрактном Мышлении

 

"Абстрактное Мышление" - Объект. Внутри и во вне Субъекта. Единичного Субъекта и Общества (как Коллективного Бессознательного, к примеру...). Есть и Коллективное Сверх-Сознательное - Бог, выступающее и как Объект (Безличное Начало Божества), и как Субъект(-ы) (Сверх-Личность(-ти), обладающая Индивидуальностью(-тями).

 

 

 


Алексей Владимирович Баранов 28 мар 16, 01:51
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

О науке "Геофилология"

Геофилология - наука о профессиональном прагматическом подлоге Исторических Фактов, имеющая обычно геополитические цели.


Алексей Владимирович Баранов 20 авг 16, 12:51
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Изучение сознания в когнитивной психологии

Психолог Иван Иванчей о феноменальном опыте, нейрональных коррелятах сознания и имплицитном научении

Сознание — это одна из самых сложных и интересных проблем в истории европейской мысли. Психология, которая вышла из философии в XIX веке, сделала сознание центральным предметом своего изучения. Но интересно отметить, что психология и сделалась отдельной наукой, для того чтобы эмпирически изучать сознание в лаборатории. Первая лаборатория, созданная Вильгельмом Вундтом в Лейпциге, была посвящена проблемам сознания. И в XIX веке довольно много психологов изучали сознание экспериментальными путями.

В XX веке доминирующей парадигмой в психологии стал бихевиоризм, то есть попытка объяснять всю психологическую жизнь человека только с помощью поведения. Бихевиоризм использовал в качестве своей методологии позитивизм, причем понимаемый очень вульгарно и примитивно. Позиция заключалась в следующем: изучать можно только те феномены, которые можно объективно наблюдать от третьего лица, то есть только наблюдаемые процессы. И на 50 лет сознание как по определению субъективный феномен ушло из психологии.

В 1960-х годах появилась когнитивная психология, которая отказалась от этого принципа изучения только наблюдаемых непосредственно явлений и стала изучать ненаблюдаемые процессы обработки информации. Но когнитивисты, как и все психологи за свою историю, хотели остаться в семье естественно-научных дисциплин и поэтому сознания все равно сторонились. Сознание не вернулось в психологию вместе с когнитивной революцией. А вот биологи (в частности, нейробиология продемонстрировала удивительные успехи на протяжении XX века), у которых никогда не было комплекса неполноценности по поводу таких вещей, начали интересоваться сознанием. И к 1990-м годам они начали задавать вопросы: «Каковы функции сознания?», «Как оно появляется в мозге?», «Как оно появляется в эволюции?»

В 1994 году в Тусоне, американском городе, произошла большая конференция, где собралось большое количество исследователей сознания из разных дисциплин. Это биологи, физики, психологи, философы. Там было много обсуждений, докладов, которые впоследствии стали легендарными. И можно сказать, что 1994-й стал годом, когда проблема сознания вновь была легитимизирована в науке, в естественной науке. И когнитивная психология тогда же взялась за эту проблему.

Что можно изучать в сознании с точки зрения когнитивной науки? Во-первых, изучать феноменальный опыт. У меня, у вас, у каждого из нас есть цельная картинка окружающего мира, причем эта картинка включает в себя агента, субъекта, который наблюдает за внешним миром, который отделяет себя от окружающего мира. Непосредственное переживание картинки окружающего мира ― это и есть феноменальность сознания. В когнитивной психологии пытаются ее изучать.

Второй аспект сознания, который изучается в психологии, ― это то, что можно назвать условно когнитивными коррелятами сознания. Когнитивная психология изучает процессы переработки информации, они могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Соответственно, разница между тем, что же происходит, чем функционально различаются осознаваемые и неосознаваемые процессы обработки информации, — это область изучения когнитивных коррелятов сознания.

Третий момент — изучение нейрональных коррелятов сознания. Нейронауки сейчас неотделимы от когнитивной психологии, и поэтому так или иначе почти всегда эти области пересекаются. Но я буду говорить о первых двух вещах ― о феноменальности сознания и о когнитивных коррелятах.

Итак, когнитивные корреляты сознания. Сама постановка проблемы стала возможной или стала актуальной, когда на протяжении второй половины XX века было показано, что огромное количество когнитивных процессов, в том числе и высокоуровневых, может протекать без участия сознания. Это было показано в разных областях психологии, в частности в исследованиях восприятия. Если человеку на 30 миллисекунд (это одна тридцатая секунды) предъявлять какое-нибудь слово, то окажется, что человек совершенно не замечает, что было что-то показано. Максимум, что он видит, — какую-то вспышку на экране. Но это слово обрабатывается мозгом и влияет на последующую обработку информации. Предположим, если на такое короткое время показывать слово «река», то слово «берег», следующее после этого уже на осознаваемом уровне, будет обрабатываться намного быстрее, чем слово «телевизор», потому что «берег» и «река» семантически связаны. Иными словами, происходит семантическая (смысловая) обработка стимулов без участия сознания.

Похожие результаты были получены и в исследованиях памяти. Например, мы можем проводить такой эксперимент с испытуемыми, у которых наблюдается амнезия, то есть они не могут переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную. Если им предъявить набор слов, то через 10 минут зачастую такие испытуемые не могут вспомнить вообще сам факт того, что какие-то слова им предъявлялись. И они не могут произвольно воспроизвести этот список и даже отдельные слова из этого списка. Но можно использовать разнообразные тесты, которые показывают, что все-таки эти слова сохранены в памяти человека.

Предположим, мы даем список слов, точнее, слогов, которые можно дополнить до целого слова. Например, мы предъявляли в первом списке человеку слово «банан», а здесь написано «бан», и мы просим его дополнить просто до конечного слова. Все эти слоги подобраны таким образом, чтобы дополнить можно было до разных слов. Например, слог «бан» можно дополнить как до «банана», так и до «банки». И оказывается, что испытуемые с амнезией, которые не могут воспроизвести никакие слова, которые им предъявляли, дополняют в тесте слова до тех, которые были раньше, а не до других, даже если частотность этих слов выровнена. То есть они им приходят в голову. Этот феномен называется имплицитной памятью и достаточно хорошо изучен. Показано, что это надежное явление, которое действительно наблюдается.

Третий пример, который можно привести, ― это имплицитное научение. Это феномен усвоения сложных закономерностей в окружающей среде без участия сознания. Эксперименты показывают, что человек может научиться различать два класса объектов на основе какого-то признака, но быть неспособным назвать, что это за признак.

Когда такое большое количество неосознаваемых феноменов было открыто, встал вопрос: а зачем вообще нужно сознание, если такие сложные процессы могут протекать без его участия? Вопрос стал актуальным и отчасти подвинул когнитивную психологию к тому, чтобы заняться проблемой сознания.

Здесь есть один интересный момент с точки зрения методологии. В этом месте сталкиваются методика исследования, экспериментальные методы и теория сознания. Для того чтобы мы в эксперименте могли сказать, что человек что-то не осознал, нам нужно иметь критерий осознания, который явным или неявным образом подразумевает какие-то теоретические представления о том, что же сознание делает, для чего оно нужно.

Например, если мы предъявляем человеку на очень короткое время какое-то слово, то самая первая идея, которая может прийти в голову, — мы можем спросить человека, что он увидел. Если человек говорит, что ничего не видел, или не может назвать слово, то мы делаем вывод, что он не осознал. А если он называет слово, то мы делаем вывод, что он осознал эту стимуляцию. Здесь заложена идея того, что сознание как-то связано с вербализацией ― способностью сформулировать вербально психические репрезентации, которые у нас есть, и передать их другому человеку.

Довольно быстро было показано, что вербализация непрямыми способами связана с сознанием. Прежде всего, когда человек ничего не может сказать, на самом деле сознание не пусто, человек может осознавать фрагменты стимулов, что-то чувствовать по их поводу. При этом не может обернуть это в вербальные конструкции. В жизни тоже часто такое происходит, когда мы что-то чувствуем, знаем, но не можем сформулировать вербально. И все исследователи, которые изучают детское развитие, да и каждый родитель, предполагают, что дети чувствуют боль сознательно и какие-то сознательные переживания у них есть. Естественно, вербализация никак не может помочь нам разрешить проблему того, осознает ли человек, который находится в коме, что-нибудь или нет, потому что сказать он нам ничего не может, но не факт, что это говорит о том, что он не осознает.

Другой пример когнитивных коррелятов сознания — изучение контроля. Связь контроля и сознания — идея не новая, но в когнитивной психологии были проведены изящные эксперименты, которые демонстрируют сущностную связь этих двух явлений.

Давайте вернемся к примеру эксперимента, где испытуемым с амнезией предъявляли списки слов для запоминания. Если сравнить группу больных амнезией и группу здоровых испытуемых, что будет наблюдаться? Здоровые испытуемые, если им предъявить список из 20 слов, смогут произвольно воспроизвести какую-то часть этих слов через 10 минут или через час. Больные амнезией не смогут этого сделать. Если мы даем им тест на дополнение слов, про который я уже говорил, то оказывается, что и больные амнезией, и здоровые испытуемые дополняют эти слова с примерно одинаковой точностью до тех, которые были в списке, раньше предъявляемом. Но самое интересное происходит, когда мы просим испытуемых дополнять до слов, которых не было в списке раньше. Здоровый испытуемый, если он помнит, что ему предъявлялось слово «банан», а он видит слог «бан», может отфильтровать слово «банан» и написать «банка». Испытуемые с амнезией, с имплицитной памятью не могут этого сделать. Они также дополняют этот список до тех слов, которые им раньше предъявлялись. Таким образом, сознание позволяет нам контролировать поведение. Причем важно не инициировать какое-то произвольное поведение, а именно отфильтровывать поведение, которое нужно затормозить.

Еще один интересный пример исследований когнитивных коррелятов сознания был сделан в рамках изучения того, как сознание встраивает поступающую информацию в окружающий контекст. Энтони Марсел был пионером исследований подпорогового восприятия, то есть восприятия на таком уровне, который не достигает порога осознания. И он проводил такой эксперимент: он предъявлял подпороговые праймы, то есть стимулы, которые предъявляются на 30 миллисекунд и не осознаются человеком, и использовал двойственные слова, имеющие два значения (например, кисть может быть и инструментом художника, и частью тела), и он предъявлял прайм, а затем целевое слово, на которое человек должен был реагировать, как-то его опознавать. Это могло быть слово, связанное либо с одной интерпретацией, например «художник», либо с другой интерпретацией, например «рука».

Но Марсел добавлял еще одну вещь ― он задавал контекст всей ситуации. Например, большими буквами в начале пробы писал «живопись» или «тело», задавая таким образом контекст всей пробы. Оказалось, что если предъявлять прайм «кисть» на подпороговом уровне, когда человек не осознает, то ускоряется обработка обоих значений ― и значения «рука», и значения «художник». В то же время если давать прайм чуть-чуть надпороговый (то есть предъявлять на 50–60 миллисекунд, когда мы уже можем заметить слово «кисть»), то, если было написано «живопись, кисть, художник», восприятие «художника» сильно ускоряется ― это слово, которое соответствует контексту. Человеку легче опознать слово «художник», чем нейтральное слово, а восприятие слова «рука» сильно замедляется, тормозится в такой ситуации.

Казалось бы, осознание какого-то объекта тормозит наше восприятие, снижает его точность. Но на самом деле все намного интереснее: сознание на самом деле выбирает одну из интерпретаций поступающей информации, которая встраивается в наш актуальный жизненный осознаваемый контекст. Это такая продуктивная работа, которая на самом низком уровне может выглядеть как неэффективность, и на самом деле это большой выигрыш, потому что сознание строит согласованную картину окружающего мира.

А теперь поговорим про феноменальность сознания. Как она изучается в экспериментах? Здесь намного меньше исследований, потому что это более трудная для понимания тема. Я приведу один пример — исследования свободы воли. Такая философская проблема, которая в рамках когнитивной науки стала эмпирической.

Все началось с исследований Бенджамина Либета, который в своих экспериментах делал следующее: просил людей в любой момент времени, когда они захотят, двинуть либо правым пальцем, либо левым. И он показал в своих экспериментах, что если мы фиксируем активность мозга, активность коры головного мозга, то можно зафиксировать в двигательной коре возбуждение еще до того, как человек скажет нам, что он захотел подвигать правым или левым пальцем. То есть по активации коры можно сказать, каким пальцем захочет двигать человек. Эти исследования много раз повторялись, оспаривались, но сейчас это достаточно надежный факт. Можно действительно предсказать по активации мозга, какой выбор сделал человек в такой ситуации.

Чувство того, что мы чего-то захотели, возникает после того, как на самом деле поведение уже подготовлено. Процесс этого чувства контроля (по-английски обычно используется термин sense of agency) изучается как раз когнитивной психологией. Обычно для этого используются такие экспериментальные установки: у человека есть какой-нибудь джойстик, который он двигает, и на экране происходят какие-то события, они могут быть либо связаны, либо не связаны с тем, что делает человек, как он двигает рукой. Оказывается, что в одинаковых условиях связи движения руки и происходящего на экране человек может совершенно по-разному ощущать свой контроль над этой ситуацией.

Есть разные способы измерения чувства контроля. Например, можно просто попросить человека по восьмибалльной шкале оценить, насколько он контролировал то, что происходит на экране компьютера. А есть более интересные способы. Например, метод сенсорной аттенюации, основанный на предыдущих экспериментах, в которых было показано, что если человек чувствует, что он контролирует ситуацию, то последствия своих действий он воспринимает менее интенсивно с точки зрения ощущений. Если человек нажал кнопочку и через несколько секунд раздался сигнал, то, если человек осознает, что это он стал причиной действий, громкость ему кажется более низкой. Замеряя то, насколько человек ощущает эти сигналы, можно изучать его внутренние ощущения, чувство контроля, не спрашивая у человека напрямую.

Что же мы знаем о сознании на сегодняшний день? Сознание — это некоторый механизм в мозге, который выстраивает непротиворечивую картину мира, который позволяет нам контролировать наше поведение и в то же время позволяет нам объяснять его, строить интерпретации происходящего в окружающем мире.

Мне кажется, что в ближайшие годы, в ближайшие десятилетия наиболее актуальным вопросом в области исследования сознания будет изучение феноменальности сознания, потому что эта проблема более трудна для описания, чем исследования когнитивных коррелятов. Тут я процитирую Майкла Газзанигу, который говорит, что важнейшим шагом на пути объяснения феноменальности сознания будет создание нового языка описания этого феномена ― описания, понимания, обсуждения. Напомню, что в науке очень важно не только ставить вопросы и искать ответы на них, но ставить вопросы таким образом, чтобы на них можно было найти эмпирический ответ. И мне кажется, что когнитивная психология в этом смысле сыграет важнейшую роль, потому что она переводит абстрактные теоретические конструкции из философии на уровень проверяемых экспериментальных гипотез и дальше позволяет проводить их к нейронаукам, которые могут изучать эти процессы в мозге.


Алексей Владимирович Баранов 28 дек 17, 18:01
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Пожертвования на Работу по Сопровождению Сайта

Пожертвования на Благотворительность

 

На Интегральный Транс-Культурный Проект ЮНЕСКО В СНГ и Проект МИССИЯ ООН В СНГ: Через Просвещение, Заботу и Справедливость - к Соучастию, Нравственности и Процветанию!

http://yasobe.ru/na/unesco


Алексей Владимирович Баранов 7 май 16, 01:34
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Статьи с 1 по 10 | всего: 29

Последние комментарии

нет комментариев

Поиск по энциклопедии